Вязкость является основной характеристикой любой смазочной жидкости для двигателя. От ее оптимального подбора зависит стабильность функционирования мотора.

Слишком густое масло плохо прокачивается по системе, подается в малых количествах и стимулирует перерасход горючего.

Чересчур жидкий состав не может в полной мере защитить сопряженные дети мотора от износа, так как недостаточно снижает их трение.

Вязкость материала не является постоянным показателем, она подвергается изменениям в зависимости от степени теплоты окружающей среды. Повышение температуры стимулирует разжижение состава, снижение – его загустение.

Классификация масла по sae: в чем суть?

Наиболее авторитетной организацией в области автомобильной техники является американская ассоциация автомобильных инженеров – SAE. Ей была разработана классификация смазочных составов для силовых агрегатов по вязкости, описывающая способность жидкости одновременно прокачиваться по двигателю и оседать на его деталях для защиты. Данной типологией пользуются все производители моторных масел.

По этой системе материалы делятся на две категории и несколько подкатегорий.


Расшифровка маркировки моторного масла


Буквой W (winter – зима) обозначаются зимние масла, цифрами без букв – летние.

Летние масла всегда более густые и вязкие, они применяются в жаркое время года или в изношенных двигателях.

Всесезонные или универсальные моторные жидкости маркируются буквой W и двумя числами по сторонам от нее. Первое указывает на температуру загустения, второе – на максимальную температуру эксплуатации.

Обозначения минимальной температуры начинаются с цифры «0», которая соответствует -40 °С. Далее она увеличивается на то число, которое указано слева от буквы W. Например, для моторного масла 10W50 диапазон рабочих температур составляет от -30 °С до +50 °С.


Классификация SAE


Таким образом, разница в маслах 0w30 и 5w30 заключается в:

  • Диапазоне рабочих температур: для первого материала он составляет от -40 до +30 °С, для второго – от -35 до +30 °С
  • Вязкости – первое масло менее вязкое, чем второе

Еще одним отличием масел с данными маркировками является сфера их применения. Материал 0w30 заливают в моторы, оснащенные сажевыми фильтрами, 5w30 в любые двигатели.


Кроме кинематической и высокотемпературной вязкости стандарты SAE учитывают и другие свойства материалов, такие как:

  • Скорость прокачивания масла, то есть время его поступления к движущимся частям с момента пуска двигателя в условиях минусовых температур
  • Пусковые характеристики – набор критериев, определяющих сопротивление жидкости при запуске остывшего мотора и возможность достижения оборотов, необходимых в условиях конкретной температуры

Однако классификация по SAE не может быть единственным критерием при оценке качеств моторного масла и его соответствия определенному двигателю. Сравнивать необходимо конкретные товары.

При подборе обязательно учитываются присадки, входящие в состав материала, уровень износа мотора, стиль вождения транспортного средства.

Как подобрать масло для своего автомобиля?

Климатические условия, в которых эксплуатирует автомобиль – наиболее важный, но не исчерпывающий критерий при подборе моторного масла.

По мере изнашивания мотора необходимо переходить с более вязких масел на менее густые. Это связано с тем, что детали, ресурс которых снижен, нуждаются в повышенном уровне смазывания, что не могут обеспечить вязкие масла, даже подходящие по рабочим температурам.

При подборе смазочной жидкости есть смысл заранее ознакомиться со способами определения поддельных материалов, которых на рынке достаточно большое количество.

Езда на контрафактной продукции приводит к преждевременному выходу двигателя из строя, так как она не обеспечивает необходимую защиту мотора.

Обязательным параметром при подборе масла является учет класса материала по API – стандарту от американского нефтяного института.

Данная классификация делит составы на две большие группы – масла для дизельных (C) и бензиновых (S) двигателей.

Каждая из этих совокупностей делится еще на несколько подкатегорий, которые соответствуют каждому типу моторов. Наиболее совершенными являются материалы с обозначениями SM и CI.


Классификация API


Некоторые масла могут подходить для применения и в бензиновых, и в дизельных агрегатах. В этом случае на первое место ставится преимущественный тип силовых установок.

ACEA – ассоциация европейский производителей автомобилей – также выпустила группировку масел по типу моторов, в которых они используются.

Материалы с маркировкой A/B используются для бензиновых и дизельных моторов, C – для силовых установок, оснащенных системой нейтрализации продуктов отработки, E – для дизельных устройств, эксплуатируемых при высоких нагрузках.

После этих букв указываются цифры, обозначающие возможность применения смазочного состава в конкретных условиях.

Выбирать масло необходимо с учетом всех этих классификаций, только в этом случае возможно приобрести продукт, который обеспечит максимальный уровень защиты двигателя от износа.


Важными критериями при покупке моторного масла также являются:

  • История применения материалов – для предотвращения поломок мотора нельзя резко переходить с одного масла на другое, особенно на материал с другой основой. Также не рекомендуется резко повышать класс жидкости по классификации API
  • Предписания производителя – несмотря на то, что полностью соответствовать им необходимо только на начальном этапе функционирования автомобиля, так как по мере изнашивания составных частей двигателя необходимо применять состав с более высокой степенью защиты, учитывать допуски и спецификации нужно на всем сроке эксплуатации транспортного средства
  • Консультация со специалистами – на станциях технического обслуживания персонал поможет подобрать оптимальное моторное масло, которое повысит срок службы двигателя. Особенно важно обратиться к экспертам в том случае, если у вас нет практических навыков по подбору оптимального материала. Неподходящая жидкость будет постепенно разрушать детали мотора и приведет к необходимости его ремонта или замены

Совместимость масел

Несмотря на то, что кардинальных различий в уровне вязкости и температурных режимах эксплуатации у масел с маркировками 0w30 и 5w30 нет, смешивать данные составы без крайней необходимости не рекомендуется.

Если все-таки нужда в соединении масел возникла, например, старого материала осталось мало, а купить аналогичный нет возможности, то нужно постараться влить масло от того же производителя. Тогда в двигателе будут работать жидкости на одинаковой основе.


Заливание моторного масла


Количество нового масла не должно превышать 15 процентов от объема имеющегося, в этом случае негативные последствия будут минимальными, характеристики масла существенно не поменяются. При первой же возможности нужно слить содержимое двигателя и залить новое моторное масло.


Соединение масел с различными составами и уровнем вязкости может привести к ряду негативных последствий, таких как:

  • Отложение загрязнений, шлака на деталях устройства, закоксовывание поршневых колец
  • Выпадение присадок в осадок, потеря защитных и моющих свойств материала
  • При полной несовместимости компонентов масла могут сворачиваться и забивать фильтры

Правильный подбор моторного масла гарантирует стабильную работу любого мотора. В процессе выбора смазочного материала необходимо принимать во внимание не только его вязкость и температурный режим эксплуатации, но и допуски от различных международных компаний, состояние мотора в целом и стиль вождения автомобиля.