Если посмотреть на работу современного ДВС, то мы увидим, что моторному маслу, залитому в нему, приходится непросто.
Кроме хорошего смазывания деталей, оно должно еще немало уметь обеспечивать антикоррозионную защиту двигателя, заполнять зазоры в ЦПГ, обеспечивать рабочий температурный режим самых теплонагруженных деталей, не допускать образования нагара.
Думаете, на этом все? Нет.
Моторное масло применяют в гидравлических механизмах: гидрокомпенсаторах, фазовращателях и гидронатяжителях. Надо ли говорить, что работать масло должно и в экстремальных условиях: высокие температуры, давление, длительные нагрузки.
Моторное масло, по своей сути, это химическая смесь с особыми ингредиентами. Все моторные масла почти на 85 % состоят из своей основы – базового масла.
Базовое масло – есть тот самый компонент, от которого зависит состав будущего продукта: будет ли это минеральное масло, полусинтетическое масло или синтетическое масло.
Что нужно усвоить главное о минеральном масле?
В роли "базы" тут выступает сырая нефть, правда после нескольких уровней очистки, дистилляции. Сначала сырая нефть доводится до кипения и из нее вычленяются легкие фракции (жидкости, газы), которые затем применяются для изготовления бензинового и дизельного топлива и керосина.
Вслед за этим нефть подвергается следующим ступеням обработки, когда нефть подчищается от "вредных" элементов, например, от парафинов, асфальтов и ароматических соединений.
В конце концов, базовое масло дополняется пакетом заявленных присадок, из их смешивания и получается желаемый продукт – минеральное моторное масло.
Но нельзя утверждать, что минеральные масла работают долго. Совсем нет – они рекомендованы к довольно частому интервалу замены – база масла устаревает, пакет присадок со временем срабатывается, в результате чего масло утрачивает свои рабочие качества.
Куда большим эксплуатационным ресурсом и стабильностью качеств отличаются гидрокрекинговые и полусинтетические моторные масла.
Основу гидрокрекинговых масел составляет уже упомянутая минеральная база, проходящая более тщательную очистку – после дистилляции, о которой мы уже сказали, она подвергается воздействию "горячих" температур, давления, водорода и катализаторов – это способствует очищению от разных нежелательных химических соединений. Как итог получается качественное базовое масло, выдаваемое производителями за "полусинтетику".
Но это не совсем так. Чтобы получить настоящую "полусинтетику", нужно смешать минеральное/гидрокрекинговое с синтетическими базовыми маслами в пропорции 20-40 %.
Самые качественные моторные масла – это синтетические масла. Их основу составляет не простая сырая нефть с ее нестабильной структурой, а полиальфаолефины (ПАО) – полимеры с особым молекулярным составом, который превосходно подходят для применения в двигателе.
Каковы достоинства синтетических масел? Это и хорошие вязкостные свойства, окислительная стойкость, формирование на внутренних элементах надежной масляной пленки. Если и есть у "синтетики" недостатки, то это лишь высокая цена, складывающаяся из трудоемкой технологии изготовления.
Вы скажете, все это, конечно, важно и полезно, но масло-то мы выбираем с учетом информации про индекс вязкости и класс качества.
Важный параметр – вязкость масла. У моторных масел довольно большой диапазон рабочих температур. Кроме того, сейчас очень распространены всесезонные масла, так что эта цифра будет составлять -40 до +150 °С.
Но вязкость масла должна быть стабильной: в зимний период масло не может быть очень густы (иначе коленвал не прокрутится и смазывание пар трения не произойдет).
Но если дело происходит летом, двигатель хорошо прогрет, а температура масла стремится к отметке "150", то масло не должно иметь слишком малую вязкость, поскольку защитная масляная пленка на поверхностях трения, не будет надежно выполняться свои функции.
Не надо запоминать рабочие диапазоны температур – просто нужно выбрать масло, подходящее климатическим условиям вашего региона.
Почти наверняка на этикетке канистры с моторным маслом вы найдете индекс вязкости по классификации американского Общества автомобильных инженеров (SAE).
По этой классификации масла разделяются по вязкости.
Есть 6 "зимних" классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W), 5 "летних" (20, 30, 40, 50, 60), однако самое большее распространение имеют всесезонные масла (скажем 5W-30 и 5W-40).
Цифра № 1, которая стоит перед индексом W свидетельствует о свойствах масла при "холодных" температурах. Чем она ниже - тем ниже предельная температурная граница работы масла.
Цифра № 2 говорит о вязкости масла, соответственно, при "горячей" температуре – чем она выше – тем больше вязкость масла при нагревании. Таким образом самым универсальным маслом является масло с индексом вязкости 0W-60 – оно не потеряет своих свойств внутри двигателя при температуре до -47 °С, но и в удушающей жаре оно способно хорошо защитить двигатель от износа.
Часто также встречается классификация моторного масла, разработанная Американским институтом нефти (API). Данная система принимает во внимание рабочие рекомендации масла и его эксплуатационные свойства - окислительная стойкость, антикоррозийная защита, нагарообразование, вязкостные характеристики...
Каждое масло эта классификация определяет двумя латинскими буквами и указывает на применяемость масла, согласно условиям эксплуатации.
Классификация масел API делит все масла на две категории – либо С (commercial) – масла для дизельных двигателей, либо S (service) – масла для бензиновых двигателей. Тут гадать не нужно – достаточно взглянуть на первую букву.
Буква под номером 2 же говорит о рабочих свойствах масел (A-M для бензиновых и A-I для дизельных).
Исходя из состояния на 1.01.2008 самыми высшими классами API являются CI и SM.
Часто бывают и совмещенные классы (например CI-4/SL), но тут больше предпочтений отдается той классификации, что стоит в начале.
Что касается масел для дизельных масел, то с класса CD назначается разделение по применяемости – для 2-тактных (индекс 2) и 4-тактных (индекс 4) дизельных двигателей, скажем, CI-4.
Моторное масло с классом по API после прохождения испытаний получает специальную наклейку на тару. Но если вы вдруг не обнаружили ее – это не повод беспокоиться.
Испытания масел по классификации по API зачастую проводят сами производители масел. Разумеется, они могут указать, что их моторное масло отвечает стандартам классификации по API.
Руководствуясь современными направлениями в стандартах моторных масел, в класс API был включен и критерий энергосберегающие свойства. Для распознания такого масла – поищите аббревиатуру EC (Energy Conserving — энергосберегающее).
Существует 3 группы энергосберегающих качеств масла: ЕС-I - экономия топлива 1.5-2.5 %, EC-II - экономия топлива 2.5-3 %, EC-III - экономию топлива свыше 3 %.
Не считая спецификаций, производитель масел часто указывает информацию про одобрения автопроизводителей. Добиться такого одобрения непросто - масло подвергается испытаниям, и в случае успешного завершения оных, фирма-автопроизводитель вносит данное масло в список одобрений.
А как правильно выбрать масло для своего автомобиля?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала поискать инструкцию по эксплуатации вашего "железного друга".
Важный и полезный ориентир – рекомендации автопроизводителя.
Однако, не забудьте. что в наше динамичное время производители масел могут просто банально не успеть внести свой продукт в список рекомендаций.
Тогда-то, обладая знаниями о значении цифр и надписей на канистре вы сможете выбрать наиболее подходящее вам моторное масло.