Моторные масла категории S (service) используются в двигателях легковых автомобилей, микроавтобусов и небольших грузовиков.

Автомобильные масла категории API SF предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше, работающих на этилированном бензине. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака. Автомобильные масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях.


Категория API SG является лицензированной категорией автомобильных масел, утвержденной в 1988 году. Выдача лицензий была прекращена в конце 1995 года. Автомобильные масла этой категории предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше, работающих на неэтилированном бензине с оксигенатами.


Они полностью удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD, но имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. Автомобильные масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC.

Категория масел API SH является лицензированной, утверждена в 1992 году. На сегодняшний день эта категория условно действующая, может быть сертифицирована только как дополнительная к API C (например API AF-4/SH). По требованиям она соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Автомобильные масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII.

Действующими категориями являются API SJ и API SL. Первая утверждена 06.11.1995 г., лицензии на нее стали выдаваться с 15.10.1996 г. Автомобильные масла категории API SJ предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Они имеют максимально высокий уровень эксплуатационных свойств и возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC. Автомобильные масла категории API SL обладают стабильными энергосберегающими свойствами, пониженной летучестью и удлиненными интервалами замены.

Таблица 1. Сравнение требований к американским категориям моторных масел для бензиновых двигателей

Испытание SF SG SH SJ
Моторное испытание CRC-L 38.
Коррозия подшипников, чистота поршня
Последовательность IID
+

+
+

+
++

++
++

++
Коррозия двигателя
Последовательность IIIE
Высокотемпературное окисление, износ и загущение автомобильного масла
Высокотемпературные отложения TEOST


+
-


++
-


+++
-


+++
++
Последовательность VE
Низкотемпературный шлам и износ
Прокачиваемость
+

+
++

+
+++

++
++++

+++
Фильтруемость
Индекс желатинизации
Испаряемость при 371 C
Содержание фосфора
-
-
-
-
-
-
++
++
++
-
++
++
++
++
+++
+++

Примечание: уровень требований: "-" - нет требований; "+" - низкий; "++" - средний; "+++" - повышенный; "++++" - высокий. Моторное масло API SJ по сравнению с API SH испытывается в более жестких условиях.

Таблица 2. Примерный состав присадок в американских моторных маслах для бензиновых двигателей, в % (масс.)

Присадки API SC API SD API SE API SF API SG API SH
Дисперсант беззольный
Сульфонаты металлов
Тиофосфонат
1,8
0,6
1,0
4,0
1,0
1,0
5,0
1,8
-
5,0
1,2
-
5,5
0,8
-
6,0
1,7
-
Фенат кальция
Другие антиоксиданты
Антикоррозионные
-
-
-
-
-
0,2
1,8
-
0,1
1,0
0,2
-
1,2
0,5
-
0,5
1,3
-
ZDDP
Всего
0,6
4,0
0,8
7,0
1,0
9,7
1,3
8,7
1,3
9,3
1,4
10,9