Роли и функции моторного масла широко известны. Это:

  • Уменьшение износа
  • Минимизация силы трения между элементами двигателя
  • Антикоррозийная защита
  • Локализация и сохранение продуктов сгорания топлива и износа
  • Уплотнение зазоров между поршнями

Как получить качественное моторное масло? Нужно взять основу (базовое масло) и добавить точно подобранный пакет присадок.


Вязкость моторного масла изменяется исходя из своей температуры. Снижается температура – повышается вязкость и, напротив, увеличение температуры влечет за собой снижение вязкости.


Рабочий температурный диапазон всесезонного масла равен от -35 °С (холодный пуск) до +150 °С...+180 °С (летом), таким образом вязкость изменяется много раз. Зимой, для осуществления холодного пуска двигателя, а именно проворачивания коленчатого вала стартером и прокачивания масла по системе смазки, вязкость не должна быть высокой.

А почему в жару, при высокой температуре вязкость масла не должна быть очень малой? Все дело в создании крепкой масляной пленки между парами трения, которая убережет двигатель от микротрещин и задиров.


Отсюда вывод: чтобы маслу была по плечу любая вязкость в любом температурном диапазоне моторные масла производят из базовой основы с низкой вязкостью и модификаторов вязкости (загущающие присадки). Вязкость загущенного масла также может регулироваться исходя из скорости движения его слоев.


Дело в том, что многие элементы двигателя находятся в непрерывном движении. И чем это движение быстрее – тем ниже делается вязкость масла, ведь молекулы присадок "растягиваются". Умение масла быстро снижать вязкость, с учетом скорости, позволяет снизить потери внутреннего трения в масле и снижение мощности двигателя.

Посмотрим на работу поршня. Когда он движется от высшей или низшей точки – его скорость быстро растет и скоро образуется гидродинамический режим смазки. И тут в дело вступает загущающая присадка – она понижает вязкость масла, минимизируя этим потери мощности двигателя.

Противоизносные свойства масла


Это его способность снижать механический износ элементов двигателя и коррозионный износ ЦПГ.


Механический износ грозит парам трения, т.е. деталям, трущимся друг о друга. Если скорость движения невелика, а нагрузка вдруг возросла, то масло не полностью разделяет детали, и они контактируют друг с другом (граничный режим смазки). Результатом перемещения поверхностей является их столкновение и деформация.

Для профилактики разрушения поверхностного слоя в моторное масло добавляют антиизносные присадки. Они формируют на поверхности металла тонкую пленку, облегчающую скольжение.

В чем причина коррозионного износа поршней и цилиндров? Ответ: из-за влияния кислот, получающихся при окислении моторного масла и сгорании топлива. Чтобы их нейтрализовать в масло добавляют щелочные присадки.

Моющие и диспергирующие качества


Моющие свойства масла – это то, насколько хорошо масло очищает элементы двигателя от образований лака, нагара и ряда других.


Это достигается через введение моющих присадок, включающих поверхностно-активные вещества, которые расщепляют элементы отложений и уносят их в масло.


Диспергирующие свойства масла – это способность удерживать нерастворенные в масле кусочки вещества, чтобы они не выпадали в осадок.


Секрет тут прост – масляные присадки-дисперсанты создают оболочку вокруг загрязненных частиц, локализуют их. Так что они не могут прилипнуть к внутренним поверхностям двигателя.

Противоокислительные свойства масла

Если масло устойчиво к окислению – оно медленнее стареет и дольше сохраняет работоспособность.

Для сопротивления окислению вводятся противоокислительные добавки. Они призваны защитить базовую основу масла от кислородного влияния, чтобы не допустить процесс окисления.

Но полностью добиться предотвращения окисления масла пока нельзя. Все-таки рабочие условия масла внутри двигателя довольно суровы. Когда вырабатываются антиокислительные присадки – сразу растет вязкость масла, склонность к коррозии и образованию отложений.

Антикоррозионные свойства масла


Это способность масла противостоять коррозии элементов двигателя, изготовленных из цветного металла (втулки, антифрикционное покрытие подшипников коленчатого вала).


Антикоррозионные присадки формируют на их поверхностях надежные защитные пленки, препятствующие их соприкосновению с моторным маслом. А все почему – потому что масло при высокой температуре – это вредная среда для цветных металлов.

Энергосберегающие свойства масла


Загущающие присадки совместно с модификаторами трения составляют основу для создания энергосберегающих масел, экономящих топливо. Экономия топлива может достигать 5,5-6%.


Модификаторы трения могут быть твердыми (дисульфид молибдена) или жидкими:

  • Твердые модификаторы – это твердый смазочный материал, тонко измельченный в масле. Благодаря адгезии они сцепляются с поверхностями и снижают трение при граничном режиме смазки
  • Жидкие модификаторы – вещества с высокой адсорбцией к металлу, формирующие на поверхности "ворс", уменьшающий трение

Рекомендации


Если вы хотите, чтобы ваш двигатель работал надежно и сколько положено по инструкции, нужно иметь в виду следующее:

  • Держите под рукой инструкцию по экскплуатации автомобиля и найдите там перечень масел, имеющих допуск автопроизводителя. Будьте уверены, эти масла выдержали испытания автозавода, обладают требуемым комплексом свойств
  • Интервал замены масла следует производить в установленные сроки. Причем, при эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях замену масла производите чаще обычного
  • Вместе с маслом менять нужно и масляный фильтр
  • Использование сомнительного топлива или долгая поездка по пыльной дороге является поводом для внеочередной замены масла

Не рекомендуется смешивание минерального и синтетического маслах. Итогом смешивания может стать выпадение присадок в нерастворимый осадок.

О смешивании масел и промывке

Даже если масла совместимы – их смешивание не пройдет бесследно, свойства масел будут утрачены. Если вы купили авто и уверены, что прежний владелец относился к нему бережно, своевременно менял масло и не заливал неизвестное какое масло, то промывку двигателя проводить не надо.

А вот если иначе и вы не уверены в добросовестности прежнего автовладельца, то перед заменой нужно промыть систему смазки двигателя специальным промывочным маслом. Иначе свежее моторное масло просто смоет все отложения - и ваш масляный фильтр засорится и прикажет долго жить.


Также лучше не лить всякого рода присадки и добавки – это может быть и улучшит одни свойства масла (кстати, что не факт), но может серьезно ухудшить другие.


Не удивляйтесь этому. Хорошее масло уже содержит сбалансированный пакет присадок, а ежели вы зальете туда что-то "со стороны", то баланс сей нарушится. Да, и не смотрите на цвет масла. Темный – не значит, плохой. Многие присадки делают его таким.