На канистре с любым моторным маслом обязательно присутствует спецификация SAE – 5W-30, 5W-40, 10W-40 и так далее. Цифры обозначают низко- и высокотемпературную вязкость продукта, буква W указывает на его универсальность (всесезонность).
Само понятие «вязкость» предполагает текучесть масла, или степень внутреннего трения между молекулами жидкостного состава.
В данной статье мы рассмотрим, чем отличаются популярные у автолюбителей масла с вязкостью 5W-30 и 5W-40, а также можно ли смешивать их между собой.
Чем отличаются масла 5W-30 и 5W-40?
Основное различие масел 5W-30 и 5W-40 – диапазон их рабочих температур, а точнее, показатель вязкости в летний период.
Максимальная температура для 5W-30 составляет +30 °С, для 5W-40 – +35 °С. Первая смазочная жидкость более текучая, чем вторая. Она оптимально распределяется по деталям двигателя в летних и зимних условиях. Однако в сильно изношенных силовых агрегатах ее лучше не применять, так как из-за больших зазоров между элементами смазка может вытекать, что вызовет масляное голодание.
Для масла 5W-40 характерна более вязкая консистенция, позволяющая ему сохранять свои свойства при критическом повышении температуры. При этом кристаллизации состава в холодных условиях не происходит.
Смазочные жидкости 5W-30 и 5W-40 даже одного производителя имеют уникальный химический состав, а поэтому разные допуски и спецификации.
В их основе могут лежать как синтетические, так и полусинтетические компоненты. В качестве добавок часто используются разные пакеты присадок. Какие-то жидкости агрессивно воздействуют на многолетние отложения и расщепляют их, другие лишь поддерживают определенный уровень чистоты и не решают проблему закоксованности.
Можно ли смешивать моторные масла разной вязкости?
Заменять масло 5W-30 на 5W-40 можно и даже нужно в том случае, если автомобиль проехал более 100 тысяч километров. Дело в том, что продолжительная эксплуатация транспортного средства вызывает увеличение зазоров между деталями двигателя. 5W-30 как более жидкий продукт будет вытекать через отверстия и оставлять элементы без смазки. Более густое масло 5W-40 сможет заполнить все пространства и образовать надежный защитный слой на деталях.
Смешивать вышеназванные материалы между собой крайне нежелательно.
В современных двигателях моторные масла применяются не только для защиты механизмов от преждевременного износа, но и для охлаждения. Циркулируя по каналам, жидкость отводит тепло от основных узлов трения и препятствует перегреву мотора.
Чтобы сохранять требуемый уровень давления и иметь возможность циркуляции, масло должно обладать определенной текучестью. Если густота смазки превысит допустимый предел, то скорость ее перемещения в системе заметно уменьшится, нарушится нормальный отвод тепла, затруднится прокрутка коленвала. Это приведет к увеличению нагрузки на двигатель, повышенному расходу топлива, ускоренному износу деталей ДВС.
При соединении 5W-30 и 5W-40 вы получите смесь 5W-3Х, где Х – это показатель, зависящий от количества первой и второй жидкости. Такая смесь быстро утратит эксплуатационные характеристики, станет неоднородной и потребует замены.
Доливать 5W-30 в 5W40 и наоборот можно только в экстренных случаях – например, если во время дальней поездки вы обнаружили, что уровень масла достиг минимума по причине утечки, а до ближайшего населенного пункта еще далеко.
Главное после этого – слить смесь как можно быстрее, промыть двигатель и заправить его подходящей качественной жидкостью.