Сегодня к транспортным средствам предъявляются новые экологические требования, что влечет за собой изменения в составе моторных масел. Автопроизводители, выпускающие грузовики, уже сформулировали свои требования к моторным маслам, которые обеспечат выполнение норм Euro-4.
Главные отличия новых спецификаций заключаются в том, что в 2 раза (с 2 до 1 %) снижена разрешенная сульфатная зольность, введено нормирование содержания фосфора и серы (не более 0,08 и 0,30 % соответственно).
Ограничение сульфатной зольности очень малой величиной повлекло за собой необходимость нормирования минимального щелочного числа масел. Спецификация МВ 228.51 устанавливает щелочное число не менее 7 мгКОН/г, а MAN M 3477 даже 10 мгКОН/г. Выполнение последнего требования возможно только путем введения в состав масла беззольных, т.е. не содержащих металлов носителей щелочности.
Строгое ограничение на низком уровне содержания в маслах фосфора и серы, входящих в состав ныне применяемых противоизносных, антиокислительных и антикоррозионных присадок, потребует их замены новыми присадками, не содержащими эти элементы.
Разработчики присадок к маслам уже предложили производителям моторных масел новые классы присадок, отличающихся весьма высокой эффективностью. Так, при эксплуатационных испытаниях современного моторного масла в сравнении с маслом, содержащим «присадку ХХI века», установлено, что последнее дает сокращение расхода топлива на 5 %, расхода масла на 55 %, а износа двигателя на 50 %. Кроме того, отмечено снижение содержания токсичных веществ в отработавших газах на 30 %.
Новыми спецификациями ужесточены требования к испаряемости моторных масел. Потеря массы при выдержке в течение 1 ч при +250 °С не должна превышать 12 %. Этим требованиям могут соответствовать синтетические базовые масла или продукты гидрокрекинга очень узкого фракционного состава, практически полностью очищенные от серы.
Масла для дизелей, соответствующих нормам Euro-4, будут дороже, однако их высокое качество и эффективность окупят затраты.
В последней редакции классификации ACEA (2004 г.) автомасла поделены на три категории:
- А/В – моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04
- С – новый класс – автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04
- Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.) В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса
Компания Shell одна из первых выпустила на рынок линейку масел, соответствующую новым требованиям. Масло Shell Helix Extra – это результат работы семи международных научно-исследовательских центров Shell с непосредственным участием специалистов Ferrari. Результат, успешно проверенный в гонках Формулы-1.