Полиальфаолефиновые (ПАО) моторные масла, синтезируемые из нефтяных газов, изначально нашли свое применение в авиации. Объясняется это тем, что, помимо эффективности при больших нагрузках, они способны выдерживать низкие температуры на большой высоте.

Рассмотрим свойства, преимущества и недостатки масел на основе ПАО подробнее.

ПАО-масла: преимущества и недостатки

Полиальфаолефины относятся к синтетическим углеводородным соединениям. Базовое ПАО-масло получают путем синтеза коротких мономеров этилена или бутилена в длинные стабильные цепи. Химические реакции протекают с помощью катализаторов (олигомеров и децена). Процесс трудоемкий и длительный, но результат того стоит: получаемая бесцветная жидкость без примесей серы и металлов является отличной синтетической основой.

ПАО-масла относятся к IV группе синтетических масел. Они обладают высокой вязкостью, демонстрируют отличную антиоксидантную способность и не теряют своих качеств в широком температурном диапазоне. Масла на ПАО-основе эффективны в условиях от -50 до +150 °С.


Масло


Неоспоримыми преимуществами полиальфаолефиновых материалов являются:

  • Устойчивость к температурным перепадам
  • Незначительный коэффициент испарения
  • Высокая окислительная стабильность и сопротивляемость к старению металла
  • Отсутствие посторонних примесей, позволяющее избежать коррозии
  • Способность растворять коксовые отложения
  • Незначительные вредные выбросы в атмосферу

Однако не все виды присадок способны растворяться в ПАО-маслах, что является их существенным минусом. Еще одно неприятное свойство таких продуктов – их низкая полярность (практически ее отсутствие). Молекулы ПАО-масла не «прилипают» к металлическим поверхностям, поэтому после выключения двигателя оно стремится стечь в картер.

Избавиться от последнего недостатка позволяет введение в состав масла полиэфиров (эстеров) или алкалированных нафталинов.

Ограничивает спрос на ПАО-масла также их высокая стоимость (они в 4-5 раз дороже минеральных).

Процентное содержание ПАО в разных моторных маслах

Синтетические моторные масла на базе ПАО выпускают лучшие мировые производители смазочных материалов: Total, Castrol, Petro Canada, KIXX, ZIC, Лукойл и др. Они предлагают жидкости для дизельных, бензиновых и спортивных двигателей, работающих в экстремальных режимах. Некоторые образцы предназначены для многоклапанных силовых агрегатов.


Содержание полиальфаолефинов в маслах разных производителей отличается и может составлять от 5 до 95 %.


Самый малый процент ПАО – 5-10 % – содержат масла Neste 1 5W-50, Kixx PAO 5W-40, Kixx PAO 5W-30, Лукойл Авангард Ультра 5W-40.

От 10 до 25 % ПАО входят в состав Wolf Officialtech 0W-30 MS-BHDI, Petro-Canada Supreme Syntetic 0W-30, Total Rubia TIR 9900 FE 5W-30.

25-50 % ПАО содержат масла Eurol Maxence RC 10W-60, Petro-Canada Duron-E Syntetic 5W-40, Rowe Hightec Synth RS 0W-40, YACCO VX Premium 1000 LL 0W-40, Wolf Ecotech 0W-40 FE, Total Quartz 9000 Energy 0W-40, Petro-Canada Duron Syntetic 0W-30, Ravenol Eco Synth ECS 0W-20 и др.

Самый высокий процент полиальфаолефинов (от 70 до 95 %) – у масел ZIC TOP 5W-50, ZIC XQ TOP 0W-40, Castrol EDGE Professional LL 14 FE+ 0W-20, Wolf Officialtech 0W-20 LL FE.


Screenshot_1.png

Изображение взято с сайта https://www.wildberries.ru

Чем ПАО-масла отличаются от гидрокрекинговых?

К синтетическим относят не только моторные масла, сделанные на ПАО-основе, но и произведенные из сырой нефти путем глубокой очистки и химического катализа. Этот метод называется гидрокрекингом, или HC-синтезом.

Гидрокрекинговые масла отличаются от полиальфаолефиновых более низкой ценой и другими характеристиками.

Долгое время НС-масла относили к минеральным – по типу основы. Однако сегодня смазки этого вида приравнены к синтетическим. Это оправдано их соответствием европейским, американским и японским стандартам качества.

Чисто синтетические ПАО-масла изготавливают из смеси нефтяных газов, а гидрокрекинговые – из жидких нефтепродуктов. Однако если минеральные жидкости, имеющие такую же базу, очищают только депарафинизацией, то гидрокрекинговые дополнительно обрабатывают водородом. В результате из масел удаляется 99 % вредных примесей.