Предупредить возникновение потребности в промывке системы смазки двигателя можно, следуя инструкции по эксплуатации автомобиля, используя указанное автопроизводителем моторное масло и своевременно его меняя.

Современное моторное масло обладает моющими и диспергирующими свойствами, что способствует очищению деталей двигателя от формирующихся на них отложений и образования осадка. Чтобы новое моторное масло не загрязнилось сразу после заливки и отработало положенный срок, перед его использованием двигатель желательно промыть. Однако делается это не во всех случаях. Специалисты советуют промывать систему смазки при несвоевременной смене масла, так как, если пробег автомобиля на 10-15 % больше предписанного, масляные присадки уже приработались, а значит, масло перестало должным образом защищать детали двигателя.

При покупке подержанного автомобиля не всегда можно точно выяснить, заливалось ли соответствующее данному двигателю моторное масло, вовремя ли производилась замена масла и в каком состоянии сама система смазки. Если такой информации нет, можно залить новое масло в двигатель и через 100-200 км посмотреть на его цвет. Темное масло свидетельствует о сильном загрязнении системы смазки и необходимости ее промывки. При внеплановом доливе (> 20 % объема) моторного масла другого бренда следует помнить, что не все смазочные материалы совместимы, тем более имеющие разный состав. Смеси масел разных брендов не только загрязняют двигатель, но и вызывают его повышенный износ.

Если под рукой нет масла, рекомендованного автопроизводителем, а долить его нужно срочно, то лучше приобретать продукт той же марки (велика вероятность, что он содержит аналогичный пакет присадок) и с той же основой (минеральной, полусинтетической, синтетической). Крайне нежелательно в систему смазки с минеральным маслом заливать "синтетику". В том случае, если не имеется возможности использовать масло той же марки, может подойти другой бренд с той же основой и схожим уровнем рабочих свойств (согласно классификациям API, ACEA).


Вязкость приобретаемого масла (по SAE) должна быть не меньше рекомендуемой заводом-изготовителем. В режиме высоких нагрузок малая вязкость может привести к повышенному износу двигателя.

Попадание охлаждающей жидкости (ОЖ) в масло происходит из-за негерметичности системы охлаждения. Чаще всего причиной этого является повреждение прокладки головки блока цилиндров. Даже в небольших количествах антифриз наносит значительный ущерб моторному маслу. Вода и этиленгликоль, содержащиеся в ОЖ, вызывают слипание (коагуляцию) загрязнений, разложение (гидролиз) присадок и ускоренное окисление (старение) масла. В результате работоспособность масла резко ухудшается, а слипшиеся частицы осадка могут забить сетку маслоприемника, что приведет к масляному "голоданию" двигателя. Двигатель с такой неисправностью по возможности лучше не эксплуатировать, а после устранения негерметичности промыть систему смазки.


Основными проявлениями заливки некачественного (поддельного) масла являются:

  • Сильное почернение масла после 100-200 км пробега (при уверенности в чистоте системы смазки)
  • Черный налет на внутренней поверхности клапанной крышки
  • Повышенный расход масла
  • Появление сизого дыма из выхлопной трубы
  • Снижение мощности, вызванное тем, что нагар лишает подвижности поршневые кольца уже через 10-15 часов работы

При появлении любого из этих симптомов необходимо немедленно слить суррогат и промыть систему смазки.


Имеющиеся в продаже средства для промывки двигателя можно разделить на две группы:

  • Добавки в старое масло. К ним относятся так называемые "пятиминутки", промывающие систему смазки при работе двигателя на холостом ходу в течение 5-10 мин. Однако из-за короткого промежутка времени они могут смыть не все отложения
  • Промывочные масла, позволяющие эксплуатировать автомобиль 200-300 км до замены масла. При использовании этих маловязких жидкостей нежелательно давать двигателю высокие нагрузки, так как они хуже защищают от износа

Промывочное масло

Промывочные масла, заливаемые вместо отработавшего масла, рассчитаны на кратковременную работу двигателя (до 15 мин) только на холостом ходу. Однако даже в предварительно прогретом двигателе масло может не достигнуть температуры +70...+80 °С, необходимой для эффективной промывки системы смазки. Непродолжительное движение автомобиля (30-40 мин) при небольшой нагрузке на двигатель позволяет промывочному маслу достаточно прогреться – а чем выше его температура, тем лучше промывается система.

Поскольку общепринятых классификаций для промывочных средств нет, ориентироваться можно только по надписям на упаковке, где указывается способ применения. В продаже имеются минеральные, синтетические и частично синтетические (полусинтетические) промывочные масла. Автовладелец может выбрать любое из них, независимо от используемого моторного масла. Все промывочные средства универсальны — используются как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.


Промывая двигатель, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Сливать старое масло лучше из полностью прогретого в движении двигателя. Сливное отверстие желательно держать открытым не менее 5 мин. При этом автомобиль должен быть расположен горизонтально
  • Перед промывкой лучше заменить масляный фильтр, так как промывочное масло растворит имеющиеся в нем загрязнения и станет менее эффективным. Фильтр для промывки можно приобрести самый дешевый из имеющихся в продаже, поскольку он будет выполнять только роль заглушки
  • При использовании промывочного средства необходимо строго соблюдать инструкцию. Если она не на русском языке, то от приобретения такой "промывки" лучше отказаться
  • К промывке двигателей с гидрокомпенсаторами и гидронатяжителями, по мнению специалистов, никаких особенных требований не предъявляется