Современные тенденции проектирования и эксплуатации автомобильных двигателей заключаются в увеличении их моторесурса и интервалов обслуживания. Уже созданы двигатели, которые не требуют ремонта на протяжении 500 тыс. км пробега легковых автомобилей и 2 млн. км грузовых. За последние годы в области обслуживания таких двигателей было сделано многое.
Если с 30-х по 90-е годы ХХ века сроки замены масла увеличились с 3-5 до 7-10 тыс. км пробега, то с 1995 года по настоящее время появились грузовые автомобили, двигатели которых не требуют смены масла на протяжении 100-150 тыс. км.
Производители легковых автомобилей гарантируют сохранение проектного ресурса двигателя даже при самых неблагоприятных режимах эксплуатации в течение 15-20 тыс. км. После указанного пробега масло рекомендуется менять, особенно если автомобиль эксплуатировался в городском режиме: на коротких дистанциях, с частыми пусками и остановками двигателя, под влиянием вредных атмосферных факторов.

Однако в реальных условиях эксплуатации легковых автомобилей вредное воздействие на масло незначительно, поэтому оно выдерживает в несколько раз большую по длительности использования перегрузку.
Для экономных водителей в инструкциях по эксплуатации следовало бы публиковать таблицы, в которых интервал замены связывался бы со стилем вождения и режимом эксплуатации автомобиля.
Например, в инструкциях к грузовым автомобилям срок замены одного и того же масла может отличаться в 4-5 раз (в зависимости от режима эксплуатации). Легковые же автомобили используются в совершенно различных условиях, поэтому учесть все факторы невозможно.
По этой причине последние модели легковых машин оборудуются бортовыми аналитическими компьютерами, позволяющими предельно точно определить выработанный ресурс масла, а значит, сэкономить деньги автовладельца.
Принцип работы бортовых компьютеров прост: он заключается в постоянном контроле параметров масла, влияющих на ресурс двигателя. Если хотя бы один из них отклоняется от нормы, водитель извещается об этом.
При средней интенсивности эксплуатации легкового автомобиля компьютер допускает интервал замены масла в 25-30 тыс. км. Однако он может быть обеспечен только при совершенной конструкции двигателя и идеальном химическом составе масла.
На ресурс моторного масла влияют следующие его основные параметры:
- Стойкость к воздействию высоких температур, т.е. термическая и антиокислительная стабильность
- Стойкость к воздействию механических нагрузок (механической деструкции)
- Физическая и химическая стойкость к продуктам, образованным в процессе сгорания (особенно для дизельных двигателей)
Масло, отвечающее всем этим требованиям, можно было бы не менять на протяжении всего срока службы двигателя.
Для определения эксплуатационных и ресурсных свойств моторного масла проводятся многочисленные лабораторные и моторные испытания. Стойкость масла к окислению определяется, в первую очередь, качеством базы, а значит, совершенством технологии ее получения.
Стойкость масла к механической нагрузке достигается отказом от применения большого количества полимерных присадок, улучшающих вязкостно-температурные характеристики продукта.