Совершенствование автомобилестроения идет по пути увеличения отношения мощности к объему двигателя (литровой мощности), повышения его экономичности и надежности, улучшение пусковых свойств, уменьшения габаритов и массы. Достижение любой из этих целей связано с вопросами применения моторных масел. Для обеспечения надежной работы двигателей применяемые в них масла должны обладать определенными эксплуатационными свойствами.

Надежность работы двигателя во многом определяется выбором масла с оптимальной вязкостью. В широком диапазоне условий эксплуатации наиболее эффективны масла с пологой вязкостно-температурной характеристикой (т.е. масла, вязкость которых в наименьшей степени меняется при изменении температуры масла). Для обеспечения минимального износа деталей двигателя лучше использовать масла большей вязкости.

Однако чрезмерное повышение вязкости увеличивает потери на трение, а это ведет к повышенному расходу топлива. Снижение исходной вязкости, как правило, улучшает прокачиваемость масла при низких температурах, в результате оно своевременно поступает к местам смазки при пуске двигателя.


Чем лучше прокачиваемость масла, тем ниже износ деталей двигателя при пуске и тем выше его КПД за счет уменьшения расхода топлива.

Для облегчения двигателя конструкторы прибегают к уменьшению емкости системы смазки, а это приводит к возрастанию кратности циркуляции масла и интенсификации его окисления. Эффективное снижение скорости образования нагаров и лаков в системе смазки двигателя возможно только в том случае, если масло обладает достаточно высокими моюще-диспергирующими и антиокислительными свойствами.

Увеличить надежность и обеспечить высокий ресурс работы двигателя могут только моторные масла, обладающие высоким уровнем противоизносных и противозадирных свойств. Для снижения коррозионного износа деталей цилиндро-поршневой группы и вкладышей коленчатого вала, вызываемого кислыми продуктами сгорания топлива, моторные масла должны обладать нейтрализующим действием.

Требования к маслу определяются не только типом двигателя и его конструктивными особенностями, но и условиями эксплуатации автомобиля, а также качеством топлива. Так, при непрогретом двигателе и (или) некачественном бензине топливо сгорает не полностью. Продукты неполного сгорания попадают в картер, окисляя и загрязняя масло. В результате значительно повышается интенсивность образования низкотемпературных отложений (шлама). Предотвратить шламообразование в картере двигателя можно за счет применения масел с высокими диспергирующими свойствами.


Современные масла должны сохранять эксплуатационные свойства длительное время. Срок замены масла должен быть увязан со сроками смены фильтрующих элементов и режимами технического обслуживания автомобилей. При этом должен обеспечиваться низкий расход масла на угар.

Основными путями повышения литровой мощности в современных и перспективных двигателях являются:

  • Повышение степени сжатия в цилиндрах двигателя
  • Оптимизация состава топливновоздушной смеси (например, прямой впрыск топлива под высоким давлением)
  • Введение наддува воздуха

Однако все это приводит к росту тепловых и механических нагрузок на детали двигателя, а соответственно, ужесточению условий работы масла. Интенсивный контакт масла с прорывающимися в картер газами увеличивает скорость его окисления. Воздействие горячих газов и нагретых поверхностей на масляную пленку приводит к образованию высокотемпературных углеродистых отложений (нагаров и лаков).

Закоксовывание поршневых канавок может привести к уменьшению подвижности поршневых колец, повышенному износу и задиру поверхности гильзы цилиндра, а в конечном итоге – к поломке поршневых колец с потерей компрессии двигателя.