Физико-химические характеристики моторных масел оказывают существенное влияние на расход топлива и выброс вредных веществ с отработанными газами (ОГ) автомобилей. Чем выше антифрикционные свойства масел, тем меньше потери на трение в двигателе. Таким образом, в цилиндры двигателя для обеспечения заданной мощности необходимо подавать меньшее количество смеси или топлива. Это обеспечивает его экономию. Одновременно уменьшается объем ОГ, а, следовательно, и масса выброса вредных веществ.

Значительную экономию топлива и уменьшение выброса вредных веществ обеспечивают масла с пологой температурной характеристикой. Для таких масел (загущенных или на синтетической основе) характерно умеренное повышение вязкости при снижении температуры. При использовании таких масел силы жидкостного трения в двигателе и трансмиссии при низких температурах меньше по сравнению с маслами с высокой вязкостью. Это обеспечивает улучшение пусковых качеств двигателя, экономию топлива и снижение выброса вредных веществ при работе автомобиля в режиме холодного цикла.

Влияние моторных масел на расход топлива

В зимний период эксплуатации при работе в городском цикле (с частыми остановками) особенно ощутимый эффект (до 5 % экономии топлива) обеспечивает использование синтетических моторных масел с характеристиками вязкости SAE 5W-40 и SAE 0W-40.

Использование масел с высокими противоизносными свойствами продлевает срок службы двигателя и агрегатов трансмиссии при сохранении ими высоких эксплуатационных характеристик.

Износ деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ), газораспределительного механизма (ГРМ), кривошипно-шатунного механизма (КШМ) в двигателе приводят к потере герметичности рабочих полостей, росту мощности трения, падению коэффициента полезного действия, увеличению расхода топлива, выброса вредных веществ, снижению мощности двигателя и росту расхода масла. Особенно существенно сказывается на расходе масла снижение герметичности надпоршневого пространства при износе деталей ЦПГ и направляющих втулок клапанов. Масло, попадающее в камеру сгорания (КС) двигателя, вовлекается в рабочие в процессы, протекающие в них.

Масло, прорывающееся в КС, подвергается испарению, разложению, частичному окислению с образованием альдегидов, имеющих высокую токсичность и канцерогенные свойства. О сильном возрастании содержания альдегидов в ОГ двигателя, имеющего повышенный расход масла, свидетельствует их резкий запах и раздражающее действие на слизистые глаз и дыхательных путей человека. Кроме реакции разложения и окисления масла, не исключены реакции синтеза с вовлечением в эти процессы активных радикалов топлива.

Потеря герметичности ЦПГ приводит к росту (примерно в 3 раза) содержания углеводородов в картерных газах, сопровождающемуся их конденсацией в картере двигателя, разжижением масла и его ускоренным старением. В автомобилях, имеющих нейтрализаторы ОГ, масло, попадающее в КС и выпускную систему (в том числе через направляющие выпускных клапанов и подшипники вала турбокомпрессора) осаждается на поверхностях катализаторов. Это ведет к снижению их эффективности и росту выброса вредных веществ.


Отложения, образующиеся на поверхности нейтрализатора, при разложении и окислении масла постепенно забивают отверстия в несущем блоке, что приводит к росту гидравлического сопротивления системы выпуска. На первых этапах это ведет к снижению мощности, росту расхода топлива и выброса вредных веществ с ОГ, а впоследствие приводит к потере возможности функционирования двигателя.


Значительный ущерб окружающей среде, в частности, загрязнение воды и почвы нефтепродуктами, возникает при негерметичности картеров систем смазки агрегатов автомобиля. К таким же последствиям приводит замена масла в неустановленных местах, разливы свежих и отработанных масел, отсутствие надлежащей системы сбора и хранения отработанных масел.