В экспертных кругах сообщается, что в 2022 году планируется ввести обязательную цифровую маркировку моторных масел, производимых на территории нашей страны. Это позволит эффективнее бороться с контрафактной продукцией. У покупателей появится возможность самостоятельно проверять оригинальность товаров.
Сейчас маркировка масел не регулируется никакими нормами. По Закону о защите прав потребителей производители обязаны лишь предоставить необходимую и достоверную информацию о происхождении, характеристиках и качестве товара.
Проект по внедрению обязательной маркировки моторных масел цифровыми кодами DataMatrix реализуется в России с 2018 года. Использование таких средств идентификации позволяет отследить движение продукта от изготовителя до конечного потребителя.
Каждый код уникален, используется только один раз и «погашается» после покупки.
Сложности с введением маркировки связаны с тем, что этот процесс требует от производителей дополнительных затрат – на приобретение нового оборудования, обучение персонала, выделение помещений для проведения операции нанесения маркировки непосредственно перед отгрузкой товара.
На российском рынке моторные масла выпускают около 50 предприятий. В число ведущих компаний входят Лукойл, Газпром нефть, Роснефть. Оснастив производство всем необходимым, они смогут продолжить работу в обычном режиме.
Некоторые эксперты считают, что расходы, связанные с введением обязательной маркировки, приведут к повышению стоимость масел. Поэтому государство может запустить программу господдержки и выдать производителям субсидии.
Однако большинство участников рынка все же полагает, что затраты на маркировку будут не столь значительными, а снижение количества контрафакта позволит производителям оригинальной продукции расширить сферу своего присутствия.