На конференции «Базовые масла и смазочные материалы СНГ», которая прошла в Москве 19-20 мая 2021 года в онлайн-формате, обсуждались многие отраслевые вопросы, в том числе тенденции на рынке смазочных материалов.
Еще в апреле прошлого года компания B2X Сonsulting, принимавшая участие в конференции, совместно с российскими производителями ГСМ провела исследование, призванное оценить «здоровье» их бизнеса. О ключевых выводах организатору мероприятия рассказал старший аналитик B2X Иван Яковлев.
Исследование показало, что в апреле-мае 2020 года на фоне пандемии и спада продаж большинство компаний приступили к реализации мер по сокращению затрат для сохранения бизнеса.
Опросы показали, что в начале пандемии 82 % компаний уменьшили расходы на маркетинг в направлении частных лиц (B2C). 68 % приостановили ряд инвестиционных программ и проектов, сократили количество сотрудников и снизили затраты на их обучение.
При этом оптимизация расходов не затронула запуск новых продуктов, выход на новые сегменты рынка и проекты по цифровизации, которые в конце 2019 - начале 2020 года стали приоритетными для большинства крупных игроков.
В мае 2020 года индекс уверенности бизнеса составил 30.3 % с ожиданиями в негативной зоне. К августу, после прохождения первой волны пандемии, этот показатель вырос до 50.4 %, но на фоне второй волны снова снизился до 39 % к декабрю. К марту 2021 года индекс составил уже 58.6 %.
По мнению участников опроса, положительные ожидания связаны с повышением спроса на промышленные смазочные материалы, который прогнозируется уже в ближайшие месяцы. Умеренный рост возможен также на рынке масел для легкового и коммерческого транспорта.
К 2025 году планируется запуск новых установок по производству масел II и III группы с суммарной мощностью более миллиона тонн в год. Это может привести к профициту в сегменте до 65 %, поэтому актуальными станут задачи по оценке экспортных возможностей предприятий.
Производители столкнутся с необходимостью вывода новых брендов и перепозиционированием существующих на бизнес-аудиторию (B2B), что связано с общей тенденцией развития автомобильных сервисов.