В рамках государственного задания при участии Министерства обороны, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в лаборатории трибологии Института проблем механики им. Ишлинского (Москва) прошли испытания твердосмазочных покрытий российского и зарубежного производства.
В качестве образцов для сравнения были отобраны импортное графитовое покрытие и несколько видов российских покрытий MODENGY («Для деталей ДВС», 1006, 1007, 1066).
Материалы наносились на элементы юбок поршней высокофорсированных дизельных двигателей. Все исследования выполнялись на лабораторном трибометре по кинематической схеме движения гильзы цилиндра относительно прижатого к ней неподвижного сегмента юбки.
Испытания проводились в условиях, характерных для работы дизелей большегрузных автомобилей. Для сравнительной оценки коэффициент трения измерялся на образцах с покрытиями и без них, в отсутствие какого-либо смазочного материала в зоне контакта.
Проведенные испытания показали, что юбки поршней с антифрикционными твердосмазочными покрытиями имеют намного меньший коэффициент трения, чем необработанные детали.
Наиболее высокую эффективность продемонстрировали покрытия от российской компании «Моденжи». Так, нанесение MODENGY Для деталей ДВС и MODENGY 1006 позволило достичь пятикратного снижения потерь на трение и повышения срока эксплуатации поршней.
В дальнейшем планируется провести серию дополнительных экспериментов, направленных на изучение трибологических свойств юбки поршня и гильзы цилиндра. Особое внимание будет уделено изучению условий работы сопряжений с твердосмазочными покрытиями при наличии в контактной зоне моторного масла.