Европейский рынок дизельного топлива продолжает терять позиции, что может подтолкнуть нефтеперерабатывающие заводы к переориентации переработки вакуумного газойля (VGO) на выпуск базовых масел, сообщают аналитики агентства Platts.
Причиной снижения интереса к дизелю стал, в том числе, резонансный скандал с выбросами двигателей Volkswagen в 2014 году, после которого спрос на дизельные автомобили резко пошел на спад. Если в 2014 году доля дизельных машин в новых продажах составляла около 50 %, то сейчас она упала до 14 % и продолжает сокращаться. Покупатели все чаще отдают предпочтение гибридным и электрическим транспортным средствам.
Падение спроса повлияло и на цены: средняя стоимость дизельного топлива на автозаправках Европы опустилась до 1,65 евро за литр – на 63 % меньше по сравнению с пиком в октябре 2022 года, когда цена достигала 4,42 евро.
На фоне этих изменений переработка вакуумного газойля может быть перенаправлена на более прибыльное направление – производство базовых масел, особенно учитывая стабильные цены на масла группы II. Сейчас стоимость базового масла 600N в Европе колеблется в диапазоне от 1185 до 1225 евро за тонну.
Эксперты считают, что такая трансформация производственных приоритетов может изменить баланс предложения на рынке смазочных материалов и повлиять на структуру экспорта и импорта в регионе.