Информационный портал о маслах,
смазках, клеях и технических жидкостях

Литиевые смазки: краткий обзор

26.03.2013 42

Среди всех видов пластичных смазочных материалов самыми популярными и универсальными на сегодняшний день являются смазки на основе лития. Процесс их изготовления относительно прост. Тем не менее они лучше и экономичнее других материалов решают большую часть задач по сервисному обслуживанию оборудования в достаточно широком диапазоне требований и условий эксплуатации.

Что же такое литиевые смазки? Какими они бывают и где применяются? В чем их преимущества перед другими смазками? Постараемся разобраться с этими и другими вопросами, а начнем с краткого обзора самых популярных синтетических литиевых смазок.

ТОП-5 синтетических литиевых смазок

1  место
1 место
EFELE SG-311
Синтетическая (ПАО) морозостойкая многоцелевая пластичная смазка с литиевым мылом в качестве загустителя. Высокоэффективна в условиях низких температур и/или высоких скоростей.
99/100
рейтинг

Нижний передел рабочей температуры EFELE SG-311 составляет -60 °С.

Смазка применяется для направляющих и подшипников, работающих при высоких скоростях и экстремально низких температурах (в уличных тривижнах, дерево- и металообрабатывающих станках, камерах шоковой заморозки и пр.), узлов трения высокоточного инструмента, гибких валов, различных видов пневмоприводов, шланговых и специальных клапанов, открытых и закрытых зубчатых передач, пар трения банкоматов, элементов спортивного оборудования.

Прекрасно подходит для автомобильных узлов трения (зубчатых зацеплений стартера, замков, приводов стеклоподъемников, подшипников генераторов, тросов управления).

В отличие от традиционно применяемых смазок, EFELE SG-311 сохраняет пластичность и стабильность своих свойств при очень низких температурах и высоких скоростях, совместима с пластмассами и резинами, длительное время работает даже при сильных морозах (что очень важно, учитывая климатические особенности России). Материал обладает высокими антикоррозионными свойствами.



Отличная смазка, не уступающая по характеристикам импортным аналогам, но с гораздо более доступной ценой.

2  место
2 место
Molykote ВG-20

Эфирная морозо- и термостойкая пластичная смазка для повышенных нагрузок и скоростей.

91/100
рейтинг

Подходит для долговременного смазывания высокоскоростных подшипников и направляющих в металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках, сушильных камерах, вентиляторах, дымососах, насосах, оборудовании гофролиний, автомобильных механизмах (подшипники выключения сцепления, механических нагнетателей, ступиц колес и др.).

Molykote ВG-20 обладает хорошей несущей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, устойчива к смыванию водой, может применяться в качестве антиаварийной смазки. Смазка предотвращает схватывание, задир, заедание узлов, не требует частого повторного нанесения.

Нижний предел рабочих температур материала - -45 °С, т.е. по морозостойкости он немного уступает предыдущему образцу (а по верхнему пределу его превосходит).

При всех плюсах данной смазки ее цена не позволяет ей выйти в лидеры.

3  место
3 место
FUCHS RENOLIT JP 1619

Специальная пластичная смазка на базе литиевого мыла и синтетического базового масла.

83/100
рейтинг

Подходит для высокоскоростных подшипников. Температурный диапазон материала -50… +120 °C

RENOLIT JP 1619 широко используется для заводской заправки рулевых реек легковых автомобилей. Применяется в централизованных системах смазки карьерной техники, работающей в условиях холодного климата.

Используется также для смазывания валов вентиляторов, редукторов на железнодорожном транспорте, скоростных шпиндельных подшипников станков и другого оборудования.

Защищает узлы от коррозии, задиров, износа, содержит присадки для улучшения стойкости к старению и сохранения заданной консистенции на протяжении всего срока службы.

FUCHS RENOLIT JP 1619 обладает схожими с EFELE характеристиками, производитель, правда, не указывает фактор скорости своего материала, а нижний предел его рабочих температур на 10 единиц выше, что в некоторых случаях может быть критично.

4  место
4 место
SKF LGLT 2

Пластичная смазка шведского производства на основе полностью синтетического масла и литиевого мыла.

76/100
рейтинг

Обладает хорошими смазывающими свойствами при низких температурах -50 °C и высоких частотах вращения, устойчива к окислению и смыванию водой, обеспечивает малошумную работу механизмов.

Применяется для узлов трения веретен текстильных машин, шпинделей станков, приборов контроля, малогабаритных электродвигателей медицинского и стоматологического оборудования, печатных цилиндров, роботизированных машин.

При не самом широком температурном диапазоне работы, смазка SKF LGLT 2, в целом, обладает неплохими эксплуатационными характеристиками, что позволяет сравнивать ее с лидером нашего рейтинга. Однако, цена шведской смазки превышает стоимость EFELE, а по свойствам она SKF уступает Molykote BG-20.

5  место
5 место
Kluber ISOFLEX LDS 18

Смазка на основе сложноэфирного синтетического масла и литиевого мыла.

67/100
рейтинг

Устойчива к окислению, старению и воздействию воды, защищает узлы от коррозии, имеет длительный срок службы.

Предназначена для подшипников качения и скольжения, работающих при низких темепратурах и/или высоких скоростях, например, подшипников шпинделей, фрез, станков, турбин, оптического и высокоточного оборудования и т.д.

Материал позиционируется как шпиндельная смазка, т.е. более узконаправленная, чем рассмотренные нами ранее. Ее температурный диапазон сравнительно невысок (-50… +120 °С), а цена намного превышает стоимость конкурентов.

Что такое литиевые смазки?

Известно, что пластичные смазки изготавливаются из базового масла и загустителя, в роли которого могут выступать металлические мыла, парафины, силикагель, сажа, синтетические и органические компоненты.

Одними из самых универсальных материалов являются смазки на основе простых или комплексных солей жирных кислот лития (литиевого мыла). Состав, свойства и области применения у них могут различаться, однако наличие лития в качестве загустителя объединяет их в одну группу и придает материалам высокие эксплуатационные характеристики.

Эпоха литиевых пластичных смазок началась 3 марта 1942 года в США, когда инженер Кларенс Э. Эрл получил патент на их изготовление. Сегодня эти материалы занимают около 70 % современного рынка.

Свойства и преимущества литиевых смазок

Чаще всего литиевые смазки выпускаются в пластичной форме и по внешнему виду напоминают мазь. Иногда такие материалы имеют аэрозольную форму. И те, и другие обладают аналогичным набором свойств.

Каковы характеристики смазок на литиевой основе и по каким параметрам они превосходят другие материалы?


Основным преимуществом литиевых смазок является их многофункциональность.


Литиевая смазка

Смазочные материалы на основе литиевого загустителя отличаются хорошей механической стабильностью, устойчивостью к смыванию водой, более высокой термостойкостью по сравнению с натриевыми и кальциевыми смазками.

Так, например, Солидол, изготовленный на основе кальция, работает при температурах, не превышающих +70 °С, в то время как верхняя граница эксплуатации пластичных литиевых смазок обычно не ниже +120...+130 °С.


В зависимости от конкретной марки состава приведенное значение может отличаться в ту или иную сторону. Введение специальных присадок, добавок и использование качественных компонентов способны поднять его до +160 °С и выше.

Классификация

Литиевые смазки классифицируются, в основном, по составу базовых масел или по типу загустителя.

В зависимости от масла, применяемого в качестве основы, литиевые смазки подразделяются на минеральные, синтетические или полусинтетические.

При использовании мыл простых солей жирных кислот получают простые смазки, а при введении в состав мыла на основе комплекса солей с различными кислотами или металлами – комплексные смазки.


Минеральные литиевые смазки


Эти материалы изготовлены на основе минеральных нефтяных масел. Несмотря на невысокую стоимость базовых компонентов, минеральные литиевые смазки обладают достаточно хорошими свойствами и подходят для обслуживания большинства узлов, работающих при обычных условиях.

Типичным представителем минеральной смазки является Литол-24. В качестве загустителя в ней используются литиевое мыло стеариновых кислот.

В составе Литола-24 содержатся присадки, которые снижают интенсивность окисления материала. Набор эксплуатационных свойств (несущая способность, термостойкость и водостойкость, консистенция) позволяют использовать Литол-24 в большинстве узлов современных механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.


Синтетические литиевые смазки


Синтетические литиевые смазки изготовлены на базе искусственно созданных базовых масел. Они совместимы с пластмассами и эластомерами, характеризуются более высокой термостойкостью и морозостойкостью, имеют более стабильные характеристики.


Синтетические смазки используются в тех случаях, когда рабочих свойств минеральных или полусинтетических материалов недостаточно.


Среди синтетики выделяются силиконовые, эфирные и полиальфаолефиновые (ПАО) смазки.


Силиконовые смазки


Основу этих синтетических пластичных смазок составляют силиконовые масла. Вместе с литиевым загустителем они позволяют получать составы, обладающие широким диапазоном температур эксплуатации, высокими водоотталкивающими и электроизоляционными свойствами, химической стойкостью, хорошей адгезией и инертностью по отношению к различным конструкционным материалам.

Силиконовая смазка

Смазки на силиконовой основе почти не окисляются, поэтому имеют долгий срок службы.

Несмотря на умеренную несущую способность спектр применений этих материалов достаточно широк – литиевые смазки используют для обслуживания не только металлических, но и пластмассовых деталей или резиновых уплотнений.

Одним из основных преимуществ силиконовых смазок для использования на производстве и в быту является их безопасность.


Они не имеют запаха и не оказывают вредных воздействий на организм человека.


Эфирные смазки


Эфирные литиевые смазки обладают высокой водостойкостью и устойчивостью к смыванию. Они хорошо защищают от коррозии, поглощают шум при работе механизмов.

Однако главным достоинством таких материалов является их способность работать при высоких скоростях вращения.

Так, обычные минеральные смазки на литиевой основе применяются в подшипниках, фактор скорости которых обычно не превышает 500 000 мм⋅об/мин. Эфирные материалы оказываются эффективными в высокоскоростных подшипниках с фактором скорости 1 000 000 мм⋅об/мин и выше.


Полиальфаолефиновые смазки


Литиевые смазки на основе синтетического полиальфаолефинового (ПАО) масла среди достаточно широко распространены и среди синтетических смазок считаются относительно недорогими.


Перед аналогичными материалами на других базовых компонентов ПАО-смазки имеют ряд общих преимуществ:

  • Морозостойкость
  • Хорошая термостабильность
  • Высокий индекс вязкости
  • Стойкость к окислению
  • Низкая коксуемость при высоких температурах
  • Отличные антикоррозионные свойства

Области применения литиевых смазок

Область применения литиевых смазок чрезвычайно широка. Эти материалы используются повсеместно во всем мире – и на производстве, и в быту.

Смазки на основе лития или его комплекса нашли применение практически во всех узлах транспортной техники.

Даже белые силиконовые смазки, часто используемые автовладельцами, изготовлены с применением литиевого загустителя.

Знаменитая синяя автомобильная смазка также является многоцелевым универсальным литиевым материалом.


Синяя смазка


Ниже приведен далеко не полный перечень автомобильных узлов применения литиевых смазок:

  • Шаровые опоры
  • Резьбовые соединения
  • Подшипники ступицы (смазки без графита)
  • Рулевые наконечники
  • Рулевые рейки
  • Поворотные кулаки
  • ШРУСы (литиевые смазки с дисульфидом молибдена)
  • Тросы
  • Труднодоступные высоконагруженные узлы автомобиля (литиевые металлоплакирующие смазки)
  • Направляющие сидений
  • Механизм замков
  • Пластиковые детали механизмов (силиконовые литиевые смазки)

В последние годы обычной практикой автолюбителей стало применение литиевой смазки в виде спрея. Она обладает всем функционалом обычных литиевых материалов, но отличается более легким способом нанесения. Аэрозоль незаменим при работе с труднодоступными участками смазки.

Литиевые смазки применяют не только для автотехники – эти материалы составляют основную базу для обслуживания многих узлов индустриального оборудования, тяжелой гусеничной и колесной строительной, дорожной, сельскохозяйственой техники, электромеханического и радиотехнического, металлургического, деревообрабатывающего металлообрабатывающего, горно-добывающего оборудования и т.д.


Везде, где необходимо обеспечить надежную работу техники и оборудования, как при обычных условиях эксплуатации, так и в различных специфических условиях почти наверняка помогут литиевые смазки.


Был ли полезен обзор?
(4 оценки)

Комментарии (42)

Чтобы оставить
комментарий, войдите
или зарегистрируйтесь
Для того, чтобы авторизоваться и оставить комментарий, выключите Adblock на этой странице
  • Комментарии
Загрузка комментариев...