Свечи требуют регулярной очистки и регулировки зазора между электродами. При интенсивной эксплуатации автомобиля эти операции следует производить приблизительно через каждые 10 тыс.км. Если же годовой пробег не превышает 10-15 тыс.км, то очищать свечи и регулировать зазор рекомендуется дважды в году – перед началом летнего и зимнего эксплуатационных сезонов.
Правильное функционирование свечей зажигания – одно из важнейших условий эффективной работы двигателя.
Внешний вид свечи может сказать о многом. Если конус покрыт черным влажным маслянистым нагаром, то свеча слишком холодна для данного двигателя. Это же явление может указывать на износ цилиндров и поршневых колец двигателя или на слишком высокий уровень масла в картере.
Причины черного налета на электродах и изоляторе – переобогащенная смесь, слишком частое включение стартера, загрязнение воздушного фильтра или слишком поздний момент зажигания. Сухой черный нагар образуется в результате длительной работы двигателя на холостом ходу или при постоянной езде на невысоких скоростях и малой нагрузке автомобиля, а также при холодных свечах.
Излишне светлый, почти белый цвет изолятора используемой свечи в сочетании с голубоватым оттенком корпуса и слегка оплавленными электродами свидетельствуют о бедной смеси, слишком раннем зажигании, плохом контакте свечи со штепселем, нагарообразовании в цилиндрах или о том, что свеча слишком «горячая» для условий эксплуатации автомобиля.
Если свечи замаслены, то уровень масла в системе смазки чрезмерно высок, поршневые кольца соответствующего цилиндра изношены или произошло засорение вентиляционного отверстия картера.
Со временем все элементы системы зажигания неизбежно покрываются слоем пыли и грязи, влагой и парами горюче-смазочных материалов. Все это значительно увеличивает утечки, особенно во влажную погоду и при повреждениях изоляции. Кроме того, от попавших влаги и грязи происходит дальнейшее увеличение микротрещин.
Специализированный очиститель электроконтактов EFELE CL-547 Spray обладает способностью вытеснять влагу и может использоваться в сырую погоду для защиты высоковольтной части системы зажигания. Он удаляет масло, жир и пыль с электрического и электронного оборудования.
Чрезмерно большой нагар на свечах означает, что они в процессе работы двигателя не нагреваются до температуры самоочищения. Это случается, например, если автомобилем пользуются только для поездок на небольшие расстояния. Тогда рекомендуется заменить свечи другими, имеющими меньшее калильное число. Если автомобиль всегда ездит на большие расстояния с высокой скоростью, то рекомендуется устанавливать свечи с более высоким калильным числом. Кроме того, причиной нагара может быть низкое качество масла и бензина.
Нагар светло-коричневого цвета на свечах удалять не следует. Он появляется при исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания. Для очистки свечей нельзя применять острые металлические предметы (отвертку, шило), так как ими легко повредить или поцарапать изолятор.
На поцарапанном конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, нагар шунтирует электроды и свеча перестает работать. Наиболее подходящий инструмент для очистки свечей – щетка из стальной проволоки.
Зазор между электродами свечи регулируют подгибанием бокового электрода, причем для измерения величины зазора следует применять не плоский, а цилиндрический щуп (отрезок проволоки подходящего диаметра). Дело в том, что в результате износа в боковом электроде образуется выемка, поэтому измерение плоским щупом даст неправильный результат.
Срок службы свечей обычно соответствует 25... 35 тыс. км пробега автомобиля.