Тросовая тяга используется в различных машинах: грузоподъемных кранах, лифтах, конвейерах, вспомогательных лебедках.
Основную группу устройств, использующих тросовую тягу, составляют различные машины грузоподъемного назначения.
Их тросы должны отвечать ряду требований:
- Выдерживать номинальную нагрузку
- Обладать максимально легким весом
- Иметь минимальный радиус изгиба
- Быть простыми и дешевыми в изготовлении
- Иметь максимальный срок службы
- Не требовать дополнительного обслуживания в процессе эксплуатации
Основной проблемой при использования канатной тяги является постепенное разрушение проволоки каната.
Из-за чего это происходит? При движении каната вокруг обводных блоков проволока совершает сложное пространственное движение, одновременно изгибается и поворачивается (работает на усталость), подвергается напряжению растяжения. Контакт и различные скорости движения смежных проволок приводят к их истиранию и, как следствие, дальнейшему разрушению.
В результате поочередного разрушения проволок одного каната происходит перераспределение нагрузок, следовательно, удельное напряжение отдельно взятого элемента возрастает. При превышении допустимого удельного напряжения проволоки происходит разрыв троса.
Грузоподъемные машины относятся к машинам повышенной опасности. К эксплуатации тросов предъявляются особые требования, потому что их возможное разрушение во время подъема груза может привести к большим материальным потерям, разрушению смежных конструкций и даже к человеческим жертвам.
Во избежание возникновения аварийных ситуаций тросы должны периодически проверяться, смазываться, а при необходимости меняться. Практика показывает, что, в среднем, замена троса проводится чаще одного раза в год.
Проблема растяжения проволоки решается на стадии проектирования. Из унифицированного ряда диаметров канатов выбирается подходящий по типоразмеру, способный выдержать номинальную нагрузку на растяжение. Проблема сложного пространственного движения также решается на стадии проектирования машины.
В соответствии с типоразмером каната выбирается минимально допустимый радиус обводных блоков. Таким образом, максимальный радиус изгиба отдельно взятой проволоки не будет превышает критический, следовательно, «усталость» проволоки минимизируется.
Проблема истирания проволоки решается как на стадии проектирования, так и в процессе эксплуатации (конструктор закладывает первичную смазку, а механик наносит смазку в процессе эксплуатации). Опыт показывает, что, в первую очередь, разрушается проволока в наружных витках каната. Это свидетельствует о применении неэффективной смазки.
Качественная смазка для каната должна:
- Обладать хорошими адгезионными свойствами по отношению к металлу
- Выдерживать большие нагрузки в зоне контакта смежных деталей
- Работать долгий период времени
- Быть устойчивой к смыванию водой
Смазка Efele MG-212 отвечает всем требованиям, предъявляемым к канатной смазке. Благодаря отличной адгезии к металлу она ровно ложится на проволоку каната и максимально долго сохраняет работоспособность.
Дисульфид молибдена в составе Efele MG-212 способствует образованию крепкой химической связи с проволокой каната на молекулярном уровне. Это способствует уменьшению граничного трения и истирания проволоки каната.
Пластичная консистенция смазки препятствует ее вытеканию. Efele MG-212 устойчива к смыванию водой и работает в диапазоне температур от -30 °C до +120 °C.