Общая классификация
Смазки общего назначения
Смазки общего назначения для повышенных температур
Морозостойкие смазки
Термостойкие смазки
Химически стойкие смазки
Многоцелевые смазки
Полужидкие редукторные смазки
Пасты
Консервационные (защитные) смазки
Канатные смазки и пропиточные составы
Уплотнительные (резьбовые) смазки
Общая классификация
Классификация смазок может осуществляться по консистенции, составу и сферам использования.
По консистенции смазки бывают:
- Полужидкими
- Пластичными
- Твердыми
Пластичные и полужидкие смазки – это, по сути, коллоидные системы, в состав которых входят дисперсионная среда, дисперсная фаза и присадки.
Пластичные смазки чаще всего применяются в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых, винтовых и цепных передачах, многожильных тросах.
Нанося на поверхности пластичные смазки, необходимо помнить о ряде факторов, которые могут повлиять на эффективность их использования:
- Характеристики пар трения
- Рабочие условия смазок – температура, нагрузка, скорость эксплуатации
- Совместимость смазок с рабочими материалами
- Совместимость смазок между собой на случай их возможного смешивания
Твердые смазки до своего отверждения представляют собой суспензии, их дисперсионной средой являются смола (или другое связующее вещество) и растворитель. В качестве загустителя используются дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т. п. Когда растворитель испаряется, смазка отверждается и приобретает свойства твердых тел, т. е. отличается малым коэффициентом сухого трения.
По составу смазки делятся на четыре группы
Мыльные смазки. В качестве загустителя для них используют соли высших карбоновых кислот (мыла); исходя из зависимости от аниона мыла, смазки одного и того же катиона делят на простые и комплексные (кальциевые, литиевые, бариевые, алюминиевые, натриевые). Мыльные смазки в соответствии с применяемым для их изготовления жировым сырьем именуют либо условно синтетическими (анион мыла – радикал синтетических жирных кислот), либо жировыми (анион мыла – радикал природных жирных кислот).
Особняком стоят смазки на смешанных мылах. В них в качестве загустителя применяют смесь мыл (литиевого и кальциевого, натриевого и кальциевого и пр.: первым указывается катион мыла, процент которого наибольший в загустителе).
Неорганические смазки. Для их изготовления в качестве загустителя применяют термостабильные, с развитой удельной поверхностью высокодисперсные неорганические вещества; к неорганическим относятся силикагелевые, бентонитовые, графитные, асбестовые и др. смазки.
Органические смазки. Чтобы получить их, применяют термостабильные, высокодисперсные органические вещества; органическими являются полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые и другие смазки.
Углеводородные смазки. В качестве загустителя используют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, природные и синтетические воски).
В зависимости от типа дисперсионной среды различают смазки на нефтяных и синтетических маслах, а исходя из сферы использования смазки делятся на:
- Антифрикционные (минимизация износа, снижение трения деталей)
- Консервационные (антикоррозионная защита металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировке и работе)
- Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки/разборки арматуры, резьбовых, разъемных и подвижных соединений)
- Канатные (снижение износа, антикоррозионная защита стальных канатов)
Смазки общего назначения
К числу антифрикционных смазок общего назначения относятся солидолы – самые доступные пластичные смазки. Они устойчивы к смыванию водой, имеют хорошую антикоррозионную стабильность и противоизносные качества.
В относительно грубых узлах трения механизмов и машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники применяется смазка Солидол С. Не менее эффективно она используется для смазывания ручного и другого инструмента, шарниров, винтовых и цепных передач. В этих и других узлах Солидол С демонстрирует хорошую водостойкость, коллоидную стабильность и защитные свойства. Однако смазка обладает узким диапазоном рабочих температур (-30...+65 °С) и низкой механической стабильностью. В подшипниках качения и скольжения различных машин и механизмов применяется также смазка Солидол Ж.
Для тяжелонагруженных тихоходных механизмов-рессор, подвесок тракторов и гусеничных машин, открытых шестереночных передач, резьбовых соединений и др. узлов предназначена смазка Графитин. В тех же узлах применяется смазка Графитная Ж. Рабочий температурный интервал этой и предыдущей смазки от -20 до +60 °С.
Смазки общего назначения для повышенных температур
Если рабочие температуры превышают +60...+70 °С, применяются натриевые и кальциевые смазки.
Например, для смазывания подшипников электродвигателей, ступиц колес автомобилей и др. узлов трения качения и скольжения применяется Смазка 1-13. В узлах трения вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипниках качения на железнодорожном транспорте и др. узлах используется Консталин. Эта смазка работоспособна в температурном диапазоне -40…+120 °С, но обладает низкой водостойкостью. Литин-2 применяется для смазывая игольчатых подшипников карданных шарниров и других узлов автомобилей. Эта смазка работоспособна при температурах от -40°С до +120 °С.
Морозостойкие смазки
При низких температурах и в маломощных механизмах следует закладывать специальные морозостойкие антифрикционные смазки или многоцелевые антифрикционные смазки. Эти смазки предназначены для механизмов, работающих при температурах ниже -40 °С.
Оптимальное решение для техники и оборудования, работающих при низких температурах – морозостойкая смазка EFELE SG-311!
Одна из последних отечественных разработок в этой области – синтетическая морозостойкая смазка EFELE SG-311 на базе полиальфаолефина и литиевого загустителя. Она совместима с пластмассами и эластомерами и работает в условиях низких температур до -50 °С и/или высоких скоростей для обслуживания:
- подшипников качения
- подшипников скольжения
- направляющих скольжения
- направляющих качения
- закрытых збчатых передач
- открытых зубчатых передач
- тросов управления в оболочках
- гибких валов в оболочках
Выгодно отличаясь от аналогичных материалов самых известных мировых брендов, EFELE SG-311 не уступает им по техническим свойствам, а в чем-то даже превосходит их. По соотношению цена-качество это, пожалуй, оптимальный вариант для российских механиков.
Главное отличие это смазки от большинства других морозостойких смазок – способность работать в условиях низких температур при больших скоростях, а также в точных приборах.
EFELE SG-321 – это новейшая морозостойкая смазка от компании "Эффективный Элемент", изготовленная на основе ПАО-масла, которое загущенно сульфонатом кальция. Она предназначена для работы в широком диапазоне температур (-55…+150 °С) под воздействием очень высоких нагрузок. Смазка отличается отличной водостойкостью, хорошими антикоррозионными и противоизносными свойствами, длительным сроком службы.
EFELE SG-321 рекомендована для обслуживания подшипников, направляющих и закрытых зубчатых передач подъемно-транспортных машин и различного промышленного оборудования, которое работает под воздействием тяжелых нагрузок.
ЦИАТИМ-203 (-50…+100 °С) предназначена для зубчатых и червячных передач редукторов, опор скольжения и подшипников качения, различных силовых приводов, винтовых пар, нагруженных редукторов, механизмов, эксплуатируемых на открытых площадках, узлов трения автомобилей.
Для обслуживания малонагруженных узлов трения, в том числе механизмов артиллерийских орудий, консервации приборов, применяется смазка ГОИ-54п. Она не изменяет своих свойств при хранении в течение 10 лет, защищает металлические изделия от коррозии на срок до 5 лет.
Смазка Лита используется в узлах трения машин и механизмов, эксплуатируемых под открытым небом, механизмах переносного инструмента с электрическим или механическим приводом. Смазка отличается высокой водостойкостью, хорошими консервационными свойствами, но низкой механической стабильностью.
Всесезонная смазка Зимол применяется для снижения трения в узлах любых типов транспортных средств и инженерной техники, эксплуатируемых в районах с особо холодным климатом.
Термостойкие смазки
В некоторых узлах трения температуры достигают +200...+350 °С и выше. Для таких условий выпускаются (в небольших количествах) термостойкие смазки, наиболее распространенными из которых являются ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207, ВНИИНП-231, ВНИИНП-246, EFELE SG-394.
Краткие описания и характеристики перечисленных и других популярных термостойких смазок:
- EFELE SG-394 – Синтетическая пластичная химически стойкая и термостойкая смазка с пищевым допуском NSF H1, созданная на основе перфторполиэфира и политетрафторэтилена. Обладает высокой несущей способностью и хорошими антикоррозионными свойствами, совместима с большинством пластмасс и эластомеров
- ЦИАТИМ-221 – Синтетическое масло, загущенное комплексным кальциевым мылом с добавлением антиокислительной присадки. Эта термостойкая смазка предназначена для подшипников качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10 000 об/мин, агрегатных подшипников летательных аппаратов, узлов трения и сопряженных поверхностей металл-металл и металл-резина, работающих при температурах от -60 до +150 °С
- Резьбол марки Б – Обеспечивает герметичность, а также многократность свинчивания и развинчивания деталей колонн, легкость соединения и разъединения часто свинчиваемых и развинчиваемых труб, составляющих буровую колонну, при роторном или ударном бурении нефтяных скважин. Применяется для обслуживания утяжеленных бурильных труб (УБТ) и замковых соединений бурильных колонн. Обеспечивает гарантированную герметичность резьбовых соединений при давлениях до 30 МПа (-50…+200 °С)
- Униол-2М/1 – Термостойкая смазка, используется для смазывания узлов трения индустриального оборудования, горячих конвейеров, горнодобывающего оборудования, автотракторной, сельскохозяйственной техники, городского электротранспорта, керамического производства. Смазка работоспособна в пределах -40…+160 °С
- ВНИИНП-207, ВНИИНП-219 – Применяются в подшипниках качения электрических машин и стартер-генераторов с частотой вращения до 10000 мин-1. Температурный диапазон работы составляет -60…+200 °С
- ВНИИНП-210 – Используется в тяжелонагруженных тихоходных подшипниках качения и скольжения с качательным движением поверхностей трения при малых углах качания. Сохраняет свою работоспособность при остаточном давлении 666,5 Па и температурах -20…+250 °С
- ВНИИНП-231 – Предназначена для закрытых червячно-винтовых механизмов, тихоходных подшипников качения и скольжения, резьбовых соединений. По консистенции занимает промежуточное положение между смазками и полутекучими пастами. Данная смазка морозостойка, работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и температурах от -60 до +250 °С
- ВНИИНП-233 – Применяется для смазывания подшипников качения и скольжения с качательным движением, сопряженных поверхностей "металл-резина" (диапазон рабочих температур -30…+250 °С)
- ВНИИНП-246 – Термостойкая смазка. Используется для обслуживания подшипников качения и маломощных зубчатых передач. Обладает высокой термической стабильностью, низкой испаряемостью, хорошими противозадирными характеристиками и морозостойкостью. Работоспособна в вакууме до 1,3,-10-4 Па и при температурах -60…+250 °С
- Графитол – Смазка для горячих вентиляторов, петель и замков дверей сушильных камер и др. индустриальных механизмов
- Аэрол – Смазка для подшипников тяговых цепей конвейеров в сушильных камерах, узлов трения раздаточных печей чугунного литья и других механизмов, работающих при повышенных температурах и нагрузках
- Силикол – Смазка для малонагруженных подшипников качения горячих вентиляторов печей цементации и других индустриальных механизмов
- ПФМС-4С – Смазка для авиационных узлов трения, тихоходных подшипников качения, винтовых шариковых передач, резьб
Химически стойкие смазки
Химически стойкие смазки востребованы во многих отраслях промышленности, от пищевой до металлургической.
Свойства и характеристики наиболее популярных химически стойких смазок отечественного производства:
- EFELE SG-394 – Синтетическая пластичная химически стойкая смазка с пищевым допуском NSF H1, созданная на основе перфторполиэфира и политетрафторэтилена. Обладает высокой несущей способностью и хорошими антикоррозионными свойствами, совместима с большинством пластмасс и эластомеров
- ЦИАТИМ-205 – Используется в резьбовых и контактных соединениях и уплотнениях, работающих в агрессивных средах. Устойчива к воздействию концентрированных неорганических кислот, щелочей, аминов, гидразинов. Обладает высокой водостойкостью и хорошими защитными свойствами
- ВНИИНП-279 – химически стойкая смазка для подшипников качения и скольжения, резьбовых соединений, разъемов, клапанов и других деталей, работающих на открытом воздухе и в агрессивных средах. Работоспособна при температурах -50…+150 °С (в агрессивных средах - при -50…+50 °С)
- ВНИИНП-280, ВНИИНП-282 – применяются для подшипников качения, резьбовых соединений, шпинделей, подвижных резиновых уплотнений, работающих в агрессивных средах, в том числе в газообразном кислороде
- ВНИИНП-294, ВНИИНП-295 – предназначены для сопряженных поверхностей "металл-металл"и "металл-резина" в среде спиртов, глицерина, уксусной кислоты, аминов и гидразинов. Работоспособны на воздухе при температурах -60…+150 °С (в агрессивных средах при -60…+50 °С)
- ВНИИНП-298 – используется для смазывания стеклянных и металлических подвижных соединений, работающих в вакуумных установках, термохимической обработки металлов в агрессивных средах. Смазка обладает высокой адгезией и термостойкостью, низкой испаряемостью, хорошей влагостойкостью и морозостойкостью. Работоспособна в вакууме до 1,3,-10 -5 Па и при температурах -60…+250 °С
- Криогель – применяется в узлах трения арматуры, работающей в контакте с кислородом и другими газами, находящимися в жидком состоянии, а также работающей в парообразных агрессивных средах. Работоспособна в резьбовых и других неподвижных соединениях при температурах -200…+200 °С, в узлах трения скольжения – при температурах -60…+200 °С
Многоцелевые смазки
Многоцелевые смазки подходят для использования во многих узлах трения (подшипники качения, скольжения, шарниры, зубчатые и цепные передачи и т. д.). Универсальные смазки водостойки и работоспособны в широком интервале скоростей, температур и нагрузок, имеют хорошие защитные свойства. Однако заменять ими морозостойкие, приборные и другие специальные смазки не следует.
В шариковых и роликовых подшипниках применяются пластичные антифрикционные смазки Литол-24, ШРУС-4М. Использование данных смазок позволяет уменьшить общий расход смазочных материалов, снизить износ механизмов и продлить рабочий срок оборудования.
Самая распространенная универсальная смазка Литол - 24 (Литол-24 РК) представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Она устойчива к воде, поэтому имеет хорошие консервационные свойства и эффективно защищает металлические изделия от коррозии. Смазка Литол-24 предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения, работающих при температурах от -40 до +120 °С (допускается кратковременный нагрев до +130 °С). В качестве единой автомобильной смазки успешно используется Литол-24М. Она надежно защищает узлы транспортных средств от коррозии, заменяя солидолы всех типов, а также натриевые и литиевые смазки общего назначения.
Для долговременного смазывания узлов, работающих в широком диапазоне температур и при повышенных нагрузках, компания "Эффективный Элемент" разработала универсальные пластичные литиевые смазки (тип EP 2) с противозадирными присадками – EFELE MG-211 и EFELE MG-213.
Для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром <5, применяется водостойкая смазка Фиол-1. Она работоспособна при температуре -40…+120 °С.
В подшипниках качения и скольжения, зубчатых передачах индустриальных машин и механизмов, передачах станков, конвейеров и других аналогичных устройств, работающих при малых и средних нагрузках, используется смазка Фиол-2.
Модификация этой смазки Фиол-2М предназначена для легконагруженных малогабаритных подшипников качения и скольжения автомобильного электрооборудования, высокооборотных подшипников электроверетен, осей октан-корректора прерывателя распределителя автомобилей. По сравнению со смазкой Фиол-2 Фиол-2М обладает улучшенными противоизносными и противозадирными свойствами.
Для смазывания закрытых роликовых опор конвейеров, механизмов экскаваторов, бурильных станков, бульдозеров, в горнорудной промышленности используется смазка БНЗ-3. По своим характеристикам она несколько уступает смазке Фиол-2М, но работоспособна в том же диапазоне температур: -40…+120 °С.
Герметизация пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры - область применения водостойкой антифрикционной смазки Герметин. Данная смазка работоспособна при температурах -40…+130 °С.
Полужидкие редукторные смазки
Описание и характеристики полужидких редукторных смазок:
- ЦИАТИМ-208 – водостойкая смазка для тяжелонагруженных редукторов червячных и зубчатых передаи гусеничной техники
- Шахтол У, Шахтол-К – смазки для зубчатых редукторов угледобывающих комбайнов. Характеризуются высокой водостойкостью, хорошими противоизносными и противозадирными свойствами, удовлетворительной механической стабильностью
- СТП-Л, СТП-3 – применяются для зубчатых передач тяговых редукторов тепловозов. СТП-Л - летняя смазка (-5...+50 °С); СТП-З – зимняя (-50…+50 °С)
- ОЗП-1 – используется для смазывания открытых зубчатых передач мощных приводов вращающихся печей, кузнечно- прессового оборудования. Отличается высокими адгезионными, консервационными свойствами и водостойкостью
- Трансол-100, Трансол-200 – смазки для червячных редукторов и мотор-редукторов, работающих с максимальными удельными нагрузками в зацеплении
- Трансол-РОМ – смазка для легко- и средненагруженных редукторов металлургического и другого промышленного оборудования. Работоспособна при температурах -30…+90 °С (кратковременно до +110 °С)
- Редуктол М, Редуктол – используются для высоконагруженных редукторов промышленного ( в том числе металлургического) оборудования, зубчатых зацеплений тяговых редукторов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава. Работоспособны при температурах -40…+150 °С и контактной нагрузке в зубчатом зацеплении до 2,5 ГПа
- СКП-М – применяется в средненагруженных зубчатых (цилиндрических и конических) редукторах с картерной системой смазки
- ЛЗ-ПЖЛ-00 – смазка для шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала автомобиля ВАЗ-21213
Пасты
Пасты – вид смазок, в которых в большой концентрации присуттсвуют твердосмазочные вещества.
Пасты используются в основном для облегчения приработки и смазки различных узлов и соединений.
Паста ВНИИНП-225, например, предназначена для смазывания подвижных и неподвижных резьбовых соединений, тяжелонагруженных тихоходных узлов трения. Она работоспособна в температурном диапазоне -60…+250 °С (алюминиевые сплавы), -60...+350 °С (легированные стали), -40...+300 °С (малооборотные узлы трения).
Противозадирные пасты ВНИИНП-232 и Лимол используют для облегчения сборки, приработки и смазывания подшипников скольжения, шарниров зубчатых и винтовых передач, тяжелонагруженных тихоходных узлов трения, резьбовых соединений. Работоспособны при температурах -50...+300 °С.
Пасты EFELE MP-491 и EFELE MP-413 применяются в основном для смазывания резьбовых соединений, работающих при высоких температурах. Оба материала способны выдержать большие нагрузки, обладают хорошими противозадирными свойствами и экстремально высокой термостойкостью. EFELE MP-491, к тому же, имеет пищевой допуск NSF, а значит, может использоваться в узлах пищевого оборудования.
Консервационные (защитные) смазки
Среди консервационных наиболее распространены следующие смазки:
- Пушечная (ПВК) – для защиты металлических изделий от коррозии, предотвращения ржавления изделий из черных и цветных металлов, консервации металлических изделий и механизмов. Пушечная смазка обладает высокими адгезионными и консервационными свойствами, водостойкостью, удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях
- Для изоляции наземных трубопроводов используется полужидкая морозостойкая (работает при -60 °С) смазка ВНИИСТ-2
- Окисление клемм аккумуляторов автомобилей предотвращает смазка ВТВ-1. Кроме того, она применяется для консервации металлических изделий и наружных поверхностей механизмов при транспортировании или длительном хранении. ВТВ-1 отличается высокой водостойкостью, хорошими адгезионными и консервационными свойствами, морозостойкостью
- Для предупреждения коррозии грозозащитных тросов и арматуры высоковольтных линий электропередач при их хранении и эксплуатации на открытом воздухе используется смазка ЗЭС
Канатные смазки и пропиточные составы
Описание канатных смазок и пропиточных составов:
- Канатная 39У – смазка для рудничных и буровых канатов, тросов, подъемно-транспортных машин. Обладает хорошей водостойкостью, адгезией к металлу, консервационными свойствами
- БОЗ-1 – используется для смазывания стальных канатов при их изготовлении. Имеет хорошую адгезию к металлу, устойчива к воде
- Торсиол-35Э – применяется для смазывания стальных канатов различного назначения при их эксплуатации. Водо- и морозостойкая смазка
- Ваерол – смазка для стальных канатов промысловых и грузоподъемных устройств морских судов. Используется при их изготовлении. Обладает высокой адгезией к металлам, водостойкостью, защитными свойствами и антифрикционными характеристиками.
- Канатол – ирименяется для смазки стальных канатов в процессе их изготовления Защищает от изнашивания и коррозии
- Е-86 – используется для пропитки органических сердечников стальных канатов общего назначения. Характеризуется высокими адгезионными, консервационными и антифрикционными свойствами, водостойкостью
- ЛЗ-Е-91 – используется для пропитки органических сердечников стальных канатов и смазывания контактирующих с сердечником проволок канатов
Уплотнительные (резьбовые) смазки
Описание уплотнительных (резьбовых) смазок:
- EFELE SG-393 – морозо- и термостойкая пластичная уплотнительная смазка с пищевым допуском NSF H1 на основе высоковязкого силиконового базового масла и политетрафторэтилена. Устойчива к смыванию водой, совместима с большинством пластмасс, эластомеров и керамическими уплотнителями. Подходит для применения в системах газо- и водоснабжения
- Р-2 – смазка для резьбовых соединений обсадных и насосно-компрессорных труб буровых скважин. Обладает хорошей устойчивостью к воде и низким температурам (до -30 °С)
- Р-402 – смазка для резьб обсадных труб газоконденсатных скважин и насосно-компрессорных труб любого диаметра. Водостойкая, токсичная
- ВНИИНП-291 – используется для герметизации кранов, находящихся в системах подачи хозяйственно-питьевой воды. Обладает хорошей водостойкостью и коллоидной стабильностью, нерастворима в нефтепродуктах
- Замазка вакуумная – применяется для уплотнения разборных, но неподвижных соединений вакуумных установок. Водостойкая
- ЛЗ-162 – смазка для прямоточных задвижек и пробковых кранов фонтанирующих нефтяных и газовых скважин при давлении в забое до 100 МПа. Растворима в углеводородах и нерастворима в воде
- Насосная – смазка для сальниковых уплотнений нефтяных и грязевых насосов высокого давления буровых установок. Водостойкая, нерастворима в углеводородах, спиртах, глицерине и т.п.
- Кранол – смазка для арматуры газовых магистралей, газораспределительных и компрессорных станций при давлении до 7,5 МПа
- Арматол-238 – применяется для герметизации запорных устройств устьевого нефтепромыслового оборудования нефтяных и газовых месторождений. Малорастворима в жидких и газообразных углеводородах, частично ратворяется в бензине
Из примеров, приведенных в данной статье можно видеть, что одна и та же смазка может выполнять сразу несколько функций и принадлежать одновременно к разным классификационным группам, например, быть термо-и химический стойкой, морозостойкой и многоцелевой. В зависимости от конкретных целей и задач смазочные материалы необходимо выбирать из соответствующих групп классификации.