Среди отечественных многоцелевых автомобильных смазок наибольшей популярностью пользуются следующие материалы.

Литол-24

Литол-24 – это основная многоцелевая смазка для всех семейств отечественных легковых и грузовых автомобилей.

Температурный диапазон ее применения примерно на 80 градусов шире, чем у солидолов, и достигает +120 °C (кратковременно до +130 °C).

Эта смазка не только полностью заменяет солидолы, но и используется в тех узлах, где смена продукта и досмазывание в процессе эксплуатации не предусмотрены, а солидолы неприменимы.

Смазка ЛитолЛитол-24 имеет преимущества над многими другими смазками по показателям водостойкости, механической стабильности и другим важнейшим эксплуатационным характеристикам, применение этого продукта позволяет увеличить сроки досмазывания узлов автомобильной техники в 2-4 раза.

Литол-24РК

Консервационная смазка Литол-24РК представляет собой модификацию смазки Литол-24. Кроме выполнения всех функций последней, Литол-24РК обеспечивает антикоррозионную защиту узлов трения на срок до 10 лет.

Серия ФИОЛ

Смазки серии Фиол – Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2М и Фиол-3 – очень близки по составу и свойствам смазке Литол-24. Между собой они отличаются только вязкостно-прочностными характеристиками, а смазка Фиол-2М – наличием в своем составе 2 % дисульфида молибдена. В свое время эти смазки были разработаны как аналоги соответствующих продуктов фирмы Фиат. Сегодня они используются, в основном, в качестве закладных в автомобилях семейства ВАЗ и вполне могут быть заменены смазкой Литол-24. Расширение области применения этих смазок, видимо, не планируется, о чем свидетельствует снятие с производства двух из них – Фиол-2М и Фиол-3.

Смазка №158

Смазку №158 рекомендуется применять для смазывания игольчатых подшипников карданных шарниров практически всех семейств отечественных грузовых автомобилей на весь срок службы узла трения (до капитального ремонта). В качестве дублирующей обычно назначается смазка Литол-24, однако, по данным рядовой эксплуатации, она обеспечивает несколько меньшую долговечность игольчатых подшипников. Недостатками смазки №158 являются относительно узкий температурный диапазон применения (от -30 °C до +100 °C), интенсивное окрашивание кожи рук и одежды при контакте (обусловлено наличием в ее составе фталоцианина меди). Применять ее в других узлах трения (например, подшипниках стартера, генератора и т.п.) вместо других смазок нецелесообразно, особенно при необходимости ее пополнения или смены в процессе эксплуатации.

Табл. 1. Основные физико-химические свойства многоцелевых смазок Литол-24, Литол-24РК, Фиол-1, Фиол-2

Физико-химические свойства Литол-24 Литол-24РК Фиол-2 Фиол-1
Загуститель Литиевое мыло оксистеариновой кислоты
Пенетрация 220-250 220-250 265-295 310-340
Температура каплепадения, °С, не ниже 185 180 188 185
Вязкость при температуре () и среднем градиенте скорости деформации 10с-1, Па*с, не более 280 (0°С) 280 (0°С) 250 (0°С) 200 (0°С)
Предел прочности на сдвиг при температуре (), Па, не менее 200 (80°С) 150 (80°С) 120 (80°С) 80 (80°С)
Коллоидная стабильность, % выделившегося масла, не более 12 12 16 25
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, %, не более 0,1 - 0,1 0,1
Массовая доля свободной органических кислот в пересчете на олеиновую кислоту, %, не более - 1,5 - -
Коррозионное воздействие на металл выдерживает
(медь)
выдерживает
(медь)
выдерживает
(медь)
выдерживает
(медь)
Массовая доля воды, %, не более отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
Содержание механических примесей 0,05 0,05 - -

Смазка ЛСЦ-15

Смазка ЛСЦ-15 предназначена для смазывания шарниров и осей приводов акселераторов, рычагов выключения, шлицевых соединений, механизмов стеклоподъемников автомобилей, узлов трения промышленного оборудования, работающих при средних нагрузках и температурах до +140 °С. Содержит окись цинка.
Смазка ШРУС-4 используется в соответствии со своим названием – для смазывания шарниров равных угловых скоростей автомобилей, работающих при температурах от -40 °С до +120 °С. Содержит дисульфид молибдена.

Смазка Фиол-2У

Смазка Фиол-2У предназначена для смазывания игольчатых подшипников крестовин карданного вала автомобилей ВАЗ и других, работающих при температурах от -40 °С до +120 °С (кратковременно до +130 °С). Содержит дисульфид молибдена.

Табл. 2. Основные физико-химические свойства многоцелевых смазок ЛСЦ-15, ШРУС-4 и Фиол-2У


Физико-химические свойства ЛСЦ-15 ШРУС-4 Фиол-2У № 158
Загуститель Литиевое мыло кислот гидрированного касторового масла Литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты Литиево-калиевое мыло жирных кислот
Пенетрация 250-280 250-280 255-295 265-320
Температура каплепадения, °С, не ниже 185 190 180 150
Вязкость при температуре () и среднем градиенте скорости деформации 10с-1, Па*с, не более 280 (0°С) 250 (0°С) 170 (0°С) 400 (0°С)
Предел прочности на сдвиг при температуре (), Па, не менее 120 (80°С) 150 (80°С) 100 (80°С) 160 (50°С)
Коллоидная стабильность, % выделившегося масла, не более 15 16 12 18
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, %, не более 0,1 0,1 0,1 0,1
Массовая доля свободных органических кислот в пересчете на олеиновую кислоту, %, не более - - - -
Трибологические характеристики при (20+5)°С,H:
 - нагрузка сваривания, Рс, не менее
 - нагрузка критическая, Рк, не менее
 - индекс задира, Из, не более

 1200
650
26

5000
1000
55

1960
980
48

-
-
-
Коррозионное воздействие на металл выдерживает (сталь)
Массовая доля воды, %, не более отсутствует
Содержание механических примесей отсутствует

Смазка КСБ-1

Смазка КСБ-1 предназначена для смазывания контактов переключателей указателей поворотов автомобилей.

Смазка ДТ-1

Смазка ДТ-1 применяется при сборке дисковых тормозов, главного цилиндра гидропривода сцепления, регулятора давления тормозов, главного тормозного цилиндра автомобилей ВАЗ и других; для деталей, работающих в контакте резина/металл с тормозной жидкостью «Нева» или аналогичными жидкостями, в интервале температур от -40 °С до +110 °С.

Табл. 3. Основные физико-химические свойства многоцелевых смазок КСБ-1 и ДТ-1

Физико-химические свойства КСБ-1 ДТ-1
Загуститель Литиевое мыло Натриевое мыло
Пенетрация 265-295 315-345
Температура каплепадения, °С, не ниже 150 110
Коллоидная стабильность, % выделившегося масла, не более 14 -
Трибологические характеристики при (20+5)°С, H:
 - нагрузка сваривания, Рс, не менее
 - нагрузка критическая, Рк, не менее
 - индекс задира, Из, не более

-
-
-

2764
872
42
Коррозионное воздействие на металл выдерживает(медь)
выдерживает(медь)
Массовая доля воды, %, не более отсутствует отсутствует