Одной из важных характеристик для смазочных материалов является диапазон рабочих температур. Для подавляющего большинства узлов оборудования, работающего при обычных условиях, отличным решением являются традиционные литиевые минеральные пластичные смазки, обладающие высокой водостойкостью. Они имеют относительно низкую стоимость и эффективны в диапазоне температур от -30 до +120 °С.

Однако для России, в которой расположены северные климатические пояса, характерны суровые зимы и частые морозы.

Морозостойкая смазка. Какую выбрать?

Зачастую оборудование и транспортную технику приходится эксплуатировать при температурах -40 °С и ниже. Такая температура характерна также для оборудования, задействованного во многих технологических процессах (например в промышленных холодильных установках, морозильных камерах, камерах шоковой заморозки).

Проблемы, возникающие с применением смазочных материалов при низких температурах, связаны с тем, что вязкость базовых масел изменяется с повышением или понижением температуры. При морозах масла загустевают и смазки перестают выполнять свою смазочную функцию. Применение же смазок с исходной меньшей вязкостью базового масла приводит к тому, что уже при невысоких температурах они начинают вытекать из узла трения.

С целью обеспечить работу оборудования в условиях низких температур, применяют специальные морозостойкие смазки.

Что представляет собой морозостойкая смазка?

Границы диапазона рабочих температур пластичной смазки определяются вязкостью входящего в ее состав базового масла и, как правило, не зависят от типа загустителя.

Морозостойкие смазки изготовлены на основе синтетических компонентов или специальных минеральных масел. Соединения на основе силиконов, диэфиров, полиальфаолефинов и других синтетических компонентов при изменении температуры лишь в небольших пределах меняют свою вязкость, поэтому, во-первых, они хорошо удерживаются в структуре загустителя при высоких температурах, а во-вторых – свободно поступают в зону трения в условиях морозов.

Такие смазки выделены в отдельную группу смазочных материалов – морозостойкие смазки.

 

Оптимальное решение для техники и оборудования, работающих при низких температурах – морозостойкая смазка EFELE SG-311!

SG-311 400Одна из последних отечественных разработок в этой области – синтетическая морозостойкая смазка EFELE SG-311. Она совместима с пластмассами и эластомерами и работает в условиях низких температур до -60 °С и/или высоких скоростей.

Выгодно отличаясь от аналогичных материалов самых известных мировых брендов, EFELE SG-311 не уступает им по техническим свойствам, а в чем-то даже превосходит их. По соотношению цена-качество это, пожалуй, оптимальный вариант для российских механиков.

Главное отличие это смазки от большинства других морозостойких смазок – способность работать в условиях низких температур при больших скоростях и в точных приборах.

Узнать подробности

SG-321 400aa

EFELE SG-321 - это новейшая морозостойкая смазка от компании "Эффективный Элемент", изготовленная на основе ПАО-масла, которое загущенно сульфонатом кальция. Она предназначена для работы в широком диапазоне температур (-55…+150 °С) под воздействием очень высоких нагрузок. Смазка обладает отличной водостойкостью, хорошими антикоррозионными и противоизносными свойствами, длительным сроком службы.

Смазка предназначена для обслуживания закрытых зубчатых передач, направляющих и подшипников качения и скольжения в промышленном оборудовании и подъемно-транспортной технике.

Где может применяться морозостойкая смазка?

Эти материалы используются в суровых климатических или производственных условиях с преобладанием низких температур. Морозостойкие смазки  обладают улучшенными, по сравнению с традиционными материалами, характеристиками и способны работать при температурах до -50 °С.

Необходимо отметить, что нижняя граница рабочих температур для каждого конкретного случая определяется не только свойствами смазки. Тип узла трения и мощность механизмов оказывают на минимальные температуры применения не меньшее влияние.

Так, пластичная морозостойкая смазка, показывающая хорошие результаты при работе в элементах шасси строительной техники, может оказаться совершенно неэффективной для смазывания маломощных высокоскоростных устройств. В то же время, иногда смазки, не являющиеся морозостойкими, оказываются достаточно эффективными при работе в мощных механизмах при температурах до -50 °С.

EFELE SG-311 может быть использована для смазывания различных узлов, в частности:

  • Подшипников качения вентиляторов
  • Приводов и редукторов управления
  • Узлов трения автомобилей – зубчатых зацеплений стартера, замков, приводов стеклоподъемников, подшипников генераторов, тросов управления
  • Подшипников шпинделей
  • Направляющих дерево- и металлообрабатывающих станков
  • Других узлов трения, работающих в условиях низких температур до -50 °С и/или высоких скоростей

EFELE SG-321 применяется для обслуживания тяжелонагруженных узлов. Например, подшипники и другие узлы трения, работающие при высоких динамических нагрузках в оборудовании металлургии, керамической, деревообрабатывающей, полимерной и других отраслей промышленности, узлы и механизмы подъемно-транспортной техники.

 

Импортные и отечественные морозостойкие смазки

В мире выпускается огромный ассортимент пластичных, в том числе и морозостойких смазок. Производители уделяют огромное внимание повышению их качества, применяя при разработке и производстве самое современное оборудование, передовые технологии и системы контроля их рабочих свойств.

Лидером по производству таких смазок до недавнего времени считались США. Первая морозостойкая смазка для применения в условиях низких температур на Аляске и в Арктике была создана именно там по заказу одного из департаментов, который занимается смазочными материалами.

В нашей стране в советское время морозостойкие смазки разрабатывались в специальных НИИ. В настоящее время крупные российские научно-исследовательские и производственные компании продолжают разработки этого класса материалов.

Любая отечественная морозостойкая смазка учитывает особенности  российского климата и большинство из них составляют достойную конкуренцию импортным материалам.  Они используются на многих производствах.

Морозостойкая смазка – какую выбрать?

При низких температурах и в механизмах малой мощности используют специальные антифрикционные или многоцелевые смазки.

В России выпускается множество марок морозостойких смазок, из которых наиболее популярны следующие:

  • ЦИАТИМ-201 – морозостойкая смазка, выпускавшаяся для промышленного применения в СССР
  • ЦИАТИМ-203 – превосходит предыдущую смазку
  • Лита  – водостойкая, с хорошими консервационными свойствами. Небольшой диапазон рабочих температур (-50…+100°С)
  • ГОИ-54п –  сохраняет свойства в течение 10 лет. Имеет хорошие антикоррозионные свойтсва, но верхняя граница рабочих температур составляет всего +50 °С
  • Зимол – работает в диапазоне температур -50...+130 °С. Применяется для транспортных средств и инженерной техники
  • EFELE SG-321 – синтетическая морозостойкая смазка, предназначенная для обслуживания тяжелонагруженных узлов и механизмов. Обладает высокой водостойкостью, длительным сроком службы, высокими антикоррозионными свойствами, хорошими противоизносными свойствами, совместима с пластмассами
  • EFELE SG-311 – синтетическая морозостойкая смазка, сочетающая в себе водостойкость, высокие антикоррозионные свойства, длительный срок службы, совместимость с пластмассами и эластомерами, работоспособность при высоких скоростях движения

Все перечисленные смазки отлично работают в условиях низких температур и обладают теми или иными дополнительными свойствами. При выборе подходящей морозостойкой смазки следует внимательно изучить ее заявленные эксплуатацонные свойства и стоимость и руководствоваться теми качествами, которые будут требоваться в конкретных условиях эксплуатации и сделают применение смазки экономически целесообразным.