Слово «автомобиль» в переводе с греческого и латинского языков означает «самодвижущийся» (греч. autos – сам, лат. mobilis – движущийся). Автомобильная эпоха началась около двух веков назад – именно тогда появились прототипы современных автомобилей.
На сегодняшний день автомобиль является самым распространенным транспортным средством, в мире их насчитывается несколько десятков миллионов.
Современные рыночные условия и требования экологии обуславливают постоянную модернизацию конструкции автомобиля. Однако двигатель внутреннего сгорания (ДВС) неизменно остается его основной движущей силой. Для того чтобы запускать и останавливать ДВС применяется специальная система пуска.
В большинстве своем системы пуска состоят из стартера, механизма включения, устройства управления и соответствующих цепей питания. Стартер, в свою очередь, состоит из электродвигателя постоянного тока, зубчатого привода с обгонной муфтой и втягивающего реле.
Электродвигатель постоянного тока обеспечивает необходимый крутящий момент и скорость вращения коленчатого вала, которая, в зависимости от типа исполнения и рабочего объема двигателя, может составлять от 60 до 200 оборотов в минуту.
Передача крутящего момента к маховику ДВС осуществляется через зубчатый привод стартера, состоящий из зубчатой шестерни и обгонной муфты. Последний механизм зачастую называют бендиксом (в честь придумавшего его французского изобретателя).
После пуска ДВС частота вращения коленчатого вала превышает частоту вращения электродвигателя стартера. Бендикс в этой ситуации позволяет защитить стартер от перегрева и возможного выхода из строя.
При неисправности обгонной муфты или разрушении зубчатой шестерни стартер не сможет провернуть коленчатый вал и обеспечить запуск двигателя, поэтому к надежности данных узлов предъявляются особые требования.
Одним из необходимых условий стабильной работы обгонной муфты является его регулярное обслуживание и правильный подбор смазочного материала.
Специально для обгонных муфт автомобильных стартеров разработана морозостойкая пластичная смазка EFELE SG‑321.
Высококачественная синтетическая (ПАО) основа этого материала позволяет ему работать в широком диапазоне температур (от -55 °C до + 150 °C).
Смазка обладает целым комплексом преимуществ:
- Высокими антикоррозионными свойствами
- Окислительной и механической стабильностью
- Устойчивостью к вымыванию водой
- Совместимостью с большинством пластмасс и эластомеров
- Высокой несущей способностью (нагрузка сваривания 6100 Н)
- Отличными противоизносными свойствами
- Хорошей прокачиваемостью при низких температурах
- Длительным сроком службы