Карданная передача любого автотранспорта испытывает большие нагрузки, которые главным образом приходятся на шарнирный механизм и крестовину. По регламенту для легковых автомобилей техническое обслуживание этого узла нужно выполнять каждые 15 тыс. км пробега. Если транспорт эксплуатируется в тяжелых условиях (по плохим дорогам, на участках с песком и лужами), то ТО следует проводить чаще.

Основными признаками того, что карданный вал испытывает дефицит смазки, являются:

  • Шум (свист, гул, хруст, щелчки) при движении автомобиля – особенно на старте
  • Тряска на высоких скоростях – ощутимые вибрации возникают уже при 60 км/ч.

Игнорировать появление этих проблем нельзя: даже небольшие неполадки в виде износа подшипников или шлицов кардана могут привести к нарушению управляемости автомобиля и созданию аварийных ситуаций.


Выбор смазки для крестовин карданных валов


Смазка для крестовины карданного вала должна отвечать следующим требованиям:

  • Водостойкость
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Работоспособность в широком диапазоне температур
  • Хорошая адгезия (масло не подходит для крестовин, так как вытекает из зон трения)
  • Высокая коллоидной стабильность (даже после размягчения смазка должна снова восстанавливать структурный каркас)
  • Химическая устойчивость (материал не должна вступать в реакции со щелочами, кислотами, растворителями и другими химикатами)
  • Cовместимость с другими смазочными материалами для трансмиссии


Некоторые автолюбители выбирают смазку для крестовин карданного вала, основываясь только на ее цвете. На самом деле это неправильный подход. Использование цветовых пигментов в составе смазочного материала – лишь маркетинговый ход.

Большинство автопроизводителей прямо указывают, смазку какой марки необходимо использовать для крестовины. Если подобная информация не предоставлена, то можно пользоваться универсальными составами.

Ниже приведены несколько наиболее популярных.

Liqui Moly Mehrzweckfett


orig.jpg


Одна из самых известных зарубежных смазок для крестовин карданного вала. По заявлению производителя она предназначена для карданных крестовин, работающих при нормальных нагрузках, средних и высоких температурах.

Состав на основе литиевого мыла имеет желто-коричневый цвет. Он обладает отличной водостойкостью и высокой адгезией, служит в широком диапазоне температур (от -30 до +125 °С).

Температура каплепадения смазки составляет +190 °C.

Liqui Moly Mehrzweckfett соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51502 К2К-30.

Многочисленные отзывы на форумах от автолюбителей позволяют сказать, что эта смазка обладает отличными эксплуатационными характеристиками, не густеет и не вытекает.

Продукт реализуется в упаковках 400 мл, 5 литров и 25 литров.

Смазка «158»


orig (1) 2.jpg


Данная литиево-кальциевая смазка на основе вязкого авиационного масла МС-20 была разработана в СССР в конце 1970-х годов. Изначально она предназначалась для закладки в крестовину автомобилей, которые длительное время стояли на консервации (например, в военной технике, грузовиках и даже танках).

Основное преимущество смазки «158» – способность не изменять агрегатное состояние (не комковаться) в течение длительного времени. В настоящее время этот материал производят различные предприятия стран СНГ: Agrinol, Лукойл, ЭкспертОйл, Ойлрайт, Ravenol и др.

Внешняя особенность смазки — синий цвет, который обеспечивает фталоцианином меди. Он же выступает в роли загустителя и антиокислительной присадки.

В соответствие с описанием, смазка «158» может использоваться для обслуживания автотракторного электрооборудования (генераторов, стартерах, магнето). В течение нескольких лет она обеспечивает работу подшипников качения без смены. Кроме того, продукт закладывают в игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости.

Рабочий температурный диапазон смазки составляет от -40 °С до +120 °С, допускается ее кратковременный перегрев. Температура каплепадения — +132 °С.

Современные составы и советские образцы смазки «158» демонстрируют отличные эксплуатационные характеристики. Смазку можно не менять в течение 300 тыс. км пробега. Еще одним существенным преимуществом материала является невысокая цена.

Состав реализуется в упаковках различных объемов (в зависимости от производителя).

Mobil Mobilgrease XHP 222


Screenshot_5-2.png


Синяя смазка на основе литиевого комплекса. Судя по описанию производителя, может использоваться не только в автомобильном транспорте, но и в различных промышленных механизмах. Предназначена для применения в антифрикционных подшипниках, компонентах шасси, крестовинах карданов, шаровых соединениях и подшипниках ступиц автомобилей с дисковыми тормозами.

Диапазон рабочих температур Mobil Mobilgrease XHP 222 составляет от от -25 °С до +150 °С (допускается кратковременный подъем до +175 °С). Смазка имеет самую высокую температуру каплепадения из всех названных – +280 °C.

Отзывы автовладельцев позволяют говорить о высоких антикоррозионных свойствах материала, его хорошей адгезии, способности защищать детали от механических, химических, термических и прочих воздействий.

Смазка практически не вымывается водой, поэтому может служить в крестовинах долгое время.

Самый популярный реализуемый объем – картридже 395 мл.

ABRO Super Red


ABRO Super Red


Красная литиевая смазка для высоконагруженных узлов. Может использоваться не только в автомобильной, но и в промышленной технике, а также водном транспорте. Подходит для смазывания шариковых и роликовых подшипников, шаровых соединений, водяных помп, рулевых тяг, деталей подвески, подвижных и скользящих механизмов, работающих в сложных условиях и на открытом воздухе. Ликвидирует скрип и устраняет заклинивание.

В состав смазки входит нефтяное масло, литиевое мыло 12-гидроксистеариновой кислоты, антиокислительные и вязкостные присадки. Температуру вспышки ABRO Super Red составляет +204 °С, а точка каплепадения – +163 °C.

Материал выпускается на территории США в картриджах объемом 400 мл. Реальные тесты и отзывы показали достаточно высокую эффективность данного средства. Оно действительно устраняет скрип и создает условия для более мягкой работы подшипников.


Процесс смазывания

Большинство автовладельцев смазывают крестовину, не снимая ее, однако результативность такого мероприятия не слишком высока.

Перед смазыванием крестовину кардана желательно демонтировать. Для это вам потребуется поставить автомобиль на эстакаду или смотровую яму, взять ключ на 13 и открутить болты, на которых крепится кардан.

В процессе проворачивания старайтесь избегать упора гайки в раздаточную коробку и грязеотражательные кольца, так как, если шлиц оторвется или деформируется, во время езды появится металлическое позвякивание.


После снятия кардан следует прошприцевать, предварительно очистив от грязи. Вводить смазку следует до того момента, пока она не начнет выдавливаться.


Шприцевание крестовины


Чтобы установить кардан на место, держите его в вертикальном положении и немного надавливайте. Так из шлицевого соединения выйдут излишки смазки, а внутреннее давление упадет. Без этого поставить деталь на место будет сложно.

Для того, чтобы смазать подшипники крестовины, достаточно снять защитный колпачок с пресс-масленки и нагнетать смазку шприцем до тех пор, пока из-под сальников или из противоположного отверстия масленки не потечет старая смазка (обычно она отличается по консистенции, составу и цвету). В дальнейшем ее нужно удалить с деталей трансмиссии.

Смазать крестовину без демонтажа карданного вала можно с помощью рычажного шприца с масленкой и переходника (он используется в том случае, если масленка находится в неудобном для заправки месте).

Если крестовина очень грязная, лучше почистить ее с помощью специальных средств. Это станет хорошей профилактической попадания абразивных частиц с внешних поверхностей внутрь подшипников.