В процессе работы двигателя свечи зажигания и накаливания подвергаются значительной температурной нагрузке. При сильном нагреве металл в области резьбы, с помощью которой свечи крепятся к корпусу, расширяется.
Геометрические размеры резьбовой части не становятся прежними даже после остывания двигателя. Из-за этого свечи прикипают к посадочным местам и не дают возможности выкрутить их.
Предотвратить возникновение проблемы прикипания помогают специальные высокотемпературные смазки. Ими обрабатывают резьбу свечей перед установкой.
Для смазывания свечей зажигания используют графитовые, медные или керамические материалы. Выбор конкретного продукта зависит от типа свечей и самого двигателя, а также температурного режима эксплуатации автомобиля.
Рассмотрим названные виды смазок, а также другие материалы для свечей зажигания подробнее.
Смазки против прикипания свечей зажигания («Anti-Seize»)
Смазки с графитовыми, медными или керамическими частицами отличаются по составу и термостойкости.
Материалы на графитовой основе имеют самый простой состав и наименьший диапазон рабочих температур. Обычно их используют в качестве смазки для резьбы свечей зажигания в обычных бензиновых двигателях.
Медные смазки на базе минерального или синтетического масла содержат медный порошок и вещества, противодействующие коррозии металла. Преимуществами этих материалов является стойкость к высоким температурам, низкая испаряемость, хорошие антифрикционные свойства.
Перед нанесением медной смазки резьбу тщательно очищают, сам состав аккуратно распределяют по ее поверхности.
Традиционно медные смазочные материалы используют для смазки свечей зажигания двигателей с повышенной рабочей температурой и турбомоторов. В некоторых случаях их применяют для обработки свечей накала и дизельных форсунок.
Керамические смазки, обладающие очень высокой термостойкостью, обычно имею вид пасты. Керамическая пыль отлично проникает в поры металла. Пасты не выгорают и не густеют, выдерживают значительные механические нагрузки.
Чаще всего керамические смазки применяют для защиты от прикипания свечей накаливания в дизельных двигателях.
Описание некоторых смазок «Anti-Seize»
Permatex Anti-Seize Lubricant
Одна из наиболее популярных смазок для свечей зажигания. Представляет собой очищенную смесь алюминиевых, медных и графитных компонентов. Выдерживает очень высокое давление и температуры до +870 °С. Средство эффективно предотвращает «прикипание» и истирание взаимодействующих поверхностей, препятствует коррозии и заклиниванию.
Permatex Anti-Seize Lubricant может использоваться не только для свечей зажигания, но и для других автмообильных механизмов, работающих при высокой температуре (например, для тормозных суппортов, колесных болтов и дисков, болтов выхлопного коллектора и крепления частей двигателя). В промышленности эта смазка применяется при обслуживании турбин, реактивных двигателей, деталей котлов и печей.
Presto Keramik Spray
Керамическая паста в виде аэрозоля, не содержащая металлических компонентов. Может использоваться не только для свечей зажигания/накаливания, но и в других узлах, работающих при высокой температуре (смазка работает в диапазоне -40… +1600 °С).
Presto Keramik Spray предотвращает образование коррозии на рабочих поверхностях и в резьбовых соединениях, упрощает демонтаж, предотвращает скрип в движущихся парах. Состав устойчив к воздействию воды, кислот и щелочей.
Febi Bilstein Special Ceramic Grease
Продукт позиционируется производителем как керамическая антипригарная смазка для использования в инжекторах и свечах накаливания. Высокая термостойкость (+1400 °С) позволяет использовать ее в любых дизельных и бензиновых двигателях.
Febi Bilstein препятствует образованию коррозии между свечой накаливания и блоком цилиндров. Смазка устойчива к смыванию водой, а также различным агрессивными веществами, в том числе щелочами и кислотами.
Liqui Moly Injektoren und Gluhkerzenfett
Смазочное средство для монтажа форсунок и свечей накаливания. Обеспечивает защиту от коррозии, облегчает демонтаж «прикипевших» деталей: дизельных и бензиновых форсунок, форкамер, свечей накаливания, различных болтов, штифтов и т.д.
Материал на основе минеральных и синтетических масел имеет очень широкий температурный диапазон работы – от -40 до +1400 °С. Смазка устойчива к высокому давлению, воде и агрессивным веществам.
Liqui Moly Injektoren und Gluhkerzenfett рекомендована к использованию в дизельных двигателях, особенно оборудованных системами Common Rail.
МС 1650
Керамическая смазка для форсунок, свечей зажигания и накаливания. Верхний предел рабочих температур – +1200 °С.
МС 1650 обладает стандартными для подобных средств свойствами – не позволяет прикипать резьбовым (и прочим) соединениям друг к другу, облегчает демонтаж свечей зажигания/накаливания при их чистке, регулировке или замене.
Автолюбители выбирают эту смазку из-за невысокой цены за разовую упаковку (пакетик 5 г). Купить МС 1650 можно в любом интернет-магазине.
Диэлектрические смазки
Для свечей зажигания могут применяться не только так называемые «Anti-Seize» смазки, препятствующие прикипанию резьбы.
Используются также диэлектрические материалы – они защищают свечи от электрического пробоя при работе двигателя. Такие смазки наносятся на керамический изолятор около гайки для закручивания или на внутренний обод защитного колпачка.
Диэлектрическими составами можно также обрабатывать высоковольтные провода, чтобы предотвратить растрескивание верхнего слоя изоляции (особенно это актуально в сильные морозы). Такие смазки подходят для наконечников свечей зажигания, защитных колпачков и катушек.
Одной из самых популярных диэлектрических смазок для свечей является Permatex Dielectric Tune-Up Grease.
Этот силиконовый материал защищает провода и соединения от воздействия соли и грязи, препятствует образованию на них коррозии.
Средство увеличивает срок службы свечей зажигания, защищая их от прикипания к колпачкам, предотвращает утечки электричества и возникновение сильного искрения в высоковольтной системе зажигания.
Permatex Dielectric Tune-Up Grease не выгорает при высоких температурах, способствует более легкому защелкиванию колпачков на свечах.
Общие требования к смазкам для свечей зажигания
В процессе эксплуатации свечи зажигания подвергаются очень высоким температурам, механическим вибрациям, воздействию воды и химических веществ. Кроме того, в системе зажигания проходит ток очень высокого напряжения (около 40 кВ).
Смазка для свечей зажигания должна выдерживать перечисленные внешние факторы и обладать следующими эксплуатационными характеристиками:
- Высокими диэлектрическими свойствами
- Полной совместимостью с эластомерами (изоляция высоковольтных проводов) и керамикой (изоляторы свечей зажигания/накаливания)
- Устойчивостью к токам высокого напряжения (до 40 кВ)
- Способностью передавать электрические импульсы с минимальными потерями
- Хорошими герметизирующими свойствами
- Длительным сроком службы
- Широким диапазоном рабочих температур (смазка на должна растрескиваться при морозах, а также «расплываться» в теплое время года)
Момент затяжки свечей
Обратите внимание, что, независимо от вида используемой смазки, момент закручивания свечи в посадочное место должен соответствовать нормам в технической документации. Если он будет выше, смазка не поможет.
Для закручивания свечей лучше использовать динамометрический ключ. Конкретная величина момента затяжки зависит от типа свечей, двигателя, модели автомобиля.
Средние значения для свечей зажигания следующие:
- Резьба М8 – 8...10 Н·м
- Резьба М10 – 10...15 Н·м
- Резьба М12 – 15...20 Н·м
- Резьба М14 – 20...30 Н·м
- Резьба М18 – 30...40 Н·м
Моменты затяжки для свечей накаливания:
- Резьба М8 – 10 Н·м
- Резьба М9 – 12 Н·м
- Резьба М10 – 15 Н·м
- Резьба М12 – 22 Н·м
Перед смазыванием резьбу и свечной колодец необходимо очистить от загрязнений, а также избавить от лишней влаги.