Основное назначение смазочных материалов – это снижение трения и уменьшение износа деталей.


Смазочные материалы бывают трех видов: жидкие, их обычно называют маслами; пластичные, называемые смазками, и твердые (графит, дисульфид молибдена, некоторые другие).

Смазочные масла по назначению подразделяют на моторные, трансмиссионные, индустриальные, компрессорные и другие.

Моторные масла работают в очень тяжелых условиях, непрерывно подвергаясь при значительных перепадах температур механическим нагрузкам, контактируя с продуктами сгорания топлива и кислородом воздуха.

Трансмиссионные масла и пластичные смазки работают в среде с относительно постоянными температурами, давлением и нагрузками, поэтому они заметно дольше моторных масел не теряют нужных свойств.


Любое современное масло состоит из масляной основы – "базы", определяющей его основные вязкостно-температурные характеристики, и "пакета присадок", при помощи которых базовому маслу придаются некоторые новые или улучшаются уже имеющиеся свойства, например моющие, антикоррозийные, противозадирные, антиокислительные и прочие.


На протяжении уже более ста лет во всем мире, в качестве базовых масел используются минеральные масла.

Моторные и трансмиссионные масла на минеральной основе до сих пор занимают несоизмеримо большую долю рынка, по сравнению с синтетическими продуктами.

Минеральные масла

Минеральные масла – это продукты, полученные путем перегонки сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Нефть – это сложная смесь ряда химических соединений, в основном состоящих из углеводородов с соединениями серы, азота, кислорода, солей металлов и воды.

Химический состав и соответственно свойства нефти очень сильно зависят от месторождения. Поэтому для производства минеральных масел используют специальные нефти, с большим содержанием парафинов, также называемые масляными. Начинается процесс получения базовых минеральных масел с перегонки сырой нефти.

Перегонка сырой нефти

Нефть нагревается до температуры около +350 °C. Частично она испаряется и в зависимости от молекулярного веса своих компонентов разделяется на слои (фракции), которые отбираются с различных тарелок колонны.

Фракции, возникающие в ходе процесса (сверху вниз дистилляционной колонны): газ, бензин, керосин, дизельное топливо. Атмосферный остаток (мазут),который используется для изготовления масел и битума.


Полученный мазут не может подвергаться дальнейшему нагреву с целью разделения на фракции, т.к. при температурах свыше +350 °С начинаются необратимые процессы деструкции мазута, т.е. его превращения в кокс.


Поэтому следующим процесcом переработки мазута является вакуумная дистилляция.

Вакуумная дистилляция

В атмосферном остатке (мазуте) после отгонки легких фракций содержатся три основных компонента: парафины, нафтены, ароматические соединения. Они отправляются в колонну вакуумной перегонки, где углеводороды испаряются при более низких температурах, позволяющим избежать их термического разложения.

В верхней части колонны собирается вакуумный дистиллят; вакуумный остаток – внизу. Три или четыре слоя фракций, находящиеся между этими двумя, удаляются; они подвергаются дальнейшей очистке для удаления ненужных продуктов, прежде чем их можно использовать в качестве смазочных масел.


Процессов очистки фракций вакуумной дистилляции, прежде чем они станут товарными базовыми минеральными маслами, существует несколько десятков, а нужная методика и последовательность подбирается в каждом индивидуальном случае отдельно, учитывая особенности сырой нефти, ее состава.


Каждая крупная нефтяная компания старается создать свои процессы производства, очистки и модификации базовых масел так, чтобы они были не только оригинальными, но и наиболее эффективными в экономическом плане и обеспечивали бы наилучшее качество. Так получают базовые масла разных вязкостей, в зависимости от того, какую температуру выкипания они имеют в процессе вакуумной перегонки.

В товарном моторном масле, как правило, содержится целая композиция из базовых масел разных вязкостей.


Базовое минеральное масло имеет следующие преимущества в сравнении с синтетическими маслами:

  • Относительно невысокая стоимость

  • Простота производства

  • Отличная смешиваемость

  • Гидролитическая стойкость и растворимость присадок


Недостатки же таковы: низкий индекс вязкости, высокая температура застывания, высокая испаряемость и низкая термоокислительная стойкость.