Волокнистые структуры пластичных смазок могут быть длинными, средними или короткими. Они связаны с микроструктурами загустителей, которые можно увидеть благодаря в электронный микроскоп.
Индивидуальные системы загустителей различаются формой и размером частиц (см. таблицу 1).
Если взглянуть в электронный микроскоп, то можно увидеть, что длинноволокнистые натриевые мыла отличаются длиной волокна до 0,1 мм.
Коротковолокнистые смазки с гладкой текстурой (литиевые смазки, кальциевые смазки), имеют небольшие витые мыльные волокна диаметром 0,2*10-3 мм. Их длина составляет 2*10-3 мм. В случае если волокна / фибриллы меньше, чем длина волны видимого света, создается ощущение, что смазки прозрачные (алюминиевые смазки).
Таблица 1. Микроструктура загустителя
Загуститель
|
Средний размер диаметр *длина, 10-12м
|
Микроскопический вид
|
Макроскопический вид
|
---|---|---|---|
Натриевые мыла | 1*100 | Длинные волокна | Длинные волокна. Тягучие |
Литиевые мыла | 0,2*25 | Длинные волокна | Средние волокна |
Литиевые мыла | 0,2*2 | Короткие волокна | Короткие волокна |
Натриевые мыла | 0,15*1,5 |
Короткие волокна, короткие нити |
Короткие волокна, гладкие |
Кальциевые мыла | 0,1*1 |
Тонике нити, короткие кольца |
Короткие волокна, гладкие |
Алюминиевые мыла | 0,1 | Сферические | Короткие волокна, гладкие |
Бентониты | 0,1*0,5 |
Пластиночки, структура типа карточный домик |
Короткие волокна, гладкие |
Структура пластичных смазок влияет на механизм смазывания.
Если смазка слишком мягкая (000 согласно классификации NLGI) и процентное содержание дисперсной фазы насчитывает 3 %, то механизм смазывания по большей части определяется маслом.
Показатели мыла второстепенны, однако они способствуют повышению несущей способности, по результатам тестов.
Если смазка – твердая брикетная, а процентное содержание мыла в ней более 50 %, то ее смазывающее качество зависит в основном от мыла.
Есть и смазки средней консистенции – 1-3 согласно классификации NLGI (смазка для подшипников качения). В данном случае оба – и масло и мыло уменьшают трение и износ.
Загуститель выступает в роли специального резервуара, из которого последовательно выделяется масло.
Внимание! Когда подшипник качения не получает достаточно масла из смазки, возникает "масляное голодание", вызывающее износ и последующий выход из строя подшипника.
Это может произойти вследствие деструкции кристаллической решетки загустителя, на следующей стадии перекрывается подача масла. Далее, мыло влияет на адгезию смазочного материала к поверхности металла, техническим параметрам скольжения и на коэффициент трения.
Изучение вязкости смазки и уровня текучести стало началом научного определения реологических свойств смазок. Определение данных параметров базировалось на гипотезе, что смазки приравниваются к простым пластичным телам. Скажем, были предприняты попытки установить, что они следуют уравнению деформации тела Бингам-Воларовича.
Однако, уже стартовые измерения показали, что смазки имеют необычную вязкость, а их уровень текучести неконкретен и имеет свойство перемещаться исходя из зависимости от времени нагрузки.
Последние исследования говорят о том, что консистентные смазки по своей сути являются пластичными телами.
Чтобы наиболее полно охарактеризовать их деформацию необходимо 5-б параметров, помимо традиционных – вязкость, предельное напряжение сдвига, а именно – модуль упругости, период релаксации, характеристики последействия нагрузки и разгрузки.
Уровень этих параметров разный для каждого из деформационных типов. Он зависит от того, какой термической и механической обработке подвергалась данная смазка.
Тщательное изучение всех параметров деформации позволяет более точно отобрать и оценить то ограниченное число критериев, которые лишь с некоторой погрешностью могут дать представление о деформации в условиях конкретного использования смазок.
Сведения о реологических показателях смазок, взаимосвязь их состава и структуры на эти показатели закрепляются в двух параметрах – уровень пенетрации и температурный уровень каплепадения.
За вычетом вязкости масла, до настоящего момента данные показатели являются почти единственными параметрами реологических качеств смазок.