Волокнистые структуры пластичных смазок могут быть длинными, средними или короткими. Они связаны с микроструктурами загустителей, которые можно увидеть благодаря в электронный микроскоп.

Индивидуальные системы загустителей различаются формой и размером частиц (см. таблицу 1).

Если взглянуть в электронный микроскоп, то можно увидеть, что длинноволокнистые натриевые мыла отличаются длиной волокна до 0,1 мм.

Коротковолокнистые смазки с гладкой текстурой (литиевые смазки, кальциевые смазки), имеют небольшие витые мыльные волокна диаметром 0,2*10-3 мм. Их длина составляет 2*10-3 мм. В случае если волокна / фибриллы меньше, чем длина волны видимого света, создается ощущение, что смазки прозрачные (алюминиевые смазки).

Таблица 1. Микроструктура загустителя

Загуститель
Средний размер диаметр *длина, 10-12м
Микроскопический вид
Макроскопический вид
Натриевые мыла 1*100 Длинные волокна Длинные волокна. Тягучие
Литиевые мыла 0,2*25 Длинные волокна Средние волокна
Литиевые мыла 0,2*2 Короткие волокна Короткие волокна
Натриевые мыла 0,15*1,5 Короткие волокна,
короткие нити
Короткие волокна, гладкие
Кальциевые мыла 0,1*1 Тонике нити,
короткие кольца
Короткие волокна, гладкие
Алюминиевые мыла 0,1 Сферические Короткие волокна, гладкие
Бентониты 0,1*0,5 Пластиночки,
структура типа карточный домик
Короткие волокна, гладкие

Структура пластичных смазок влияет на механизм смазывания.

смазка подшипников качения Если смазка слишком мягкая (000 согласно классификации NLGI) и процентное содержание дисперсной фазы насчитывает 3 %, то механизм смазывания по большей части определяется маслом.

Показатели мыла второстепенны, однако они способствуют повышению несущей способности, по результатам тестов.

Если смазка – твердая брикетная, а процентное содержание мыла в ней более 50 %, то ее смазывающее качество зависит в основном от мыла.

Есть и смазки средней консистенции – 1-3 согласно классификации NLGI (смазка для подшипников качения). В данном случае оба – и масло и мыло уменьшают трение и износ.

Загуститель выступает в роли специального резервуара, из которого последовательно выделяется масло.

Внимание! Когда подшипник качения не получает достаточно масла из смазки, возникает "масляное голодание", вызывающее износ и последующий выход из строя подшипника.

Это может произойти вследствие деструкции кристаллической решетки загустителя, на следующей стадии перекрывается подача масла. Далее, мыло влияет на адгезию смазочного материала к поверхности металла, техническим параметрам скольжения и на коэффициент трения.

Изучение вязкости смазки и уровня текучести стало началом научного определения реологических свойств смазок. Определение данных параметров базировалось на гипотезе, что смазки приравниваются к простым пластичным телам. Скажем, были предприняты попытки установить, что они следуют уравнению деформации тела Бингам-Воларовича.

Однако, уже стартовые измерения показали, что смазки имеют необычную вязкость, а их уровень текучести неконкретен и имеет свойство перемещаться исходя из зависимости от времени нагрузки.

Последние исследования говорят о том, что консистентные смазки по своей сути являются пластичными телами.

Чтобы наиболее полно охарактеризовать их деформацию необходимо 5-б параметров, помимо традиционных – вязкость, предельное напряжение сдвига, а именно – модуль упругости, период релаксации, характеристики последействия нагрузки и разгрузки.

Уровень этих параметров разный для каждого из деформационных типов. Он зависит от того, какой термической и механической обработке подвергалась данная смазка.

Тщательное изучение всех параметров деформации позволяет более точно отобрать и оценить то ограниченное число критериев, которые лишь с некоторой погрешностью могут дать представление о деформации в условиях конкретного использования смазок.

Сведения о реологических показателях смазок, взаимосвязь их состава и структуры на эти показатели закрепляются в двух параметрах – уровень пенетрации и температурный уровень каплепадения.

За вычетом вязкости масла, до настоящего момента данные показатели являются почти единственными параметрами реологических качеств смазок.