Автокран: назначение и сферы применения

Автокраном называется вид спецтехники, используемый при проведении монтажных, строительных работ, дорожных и других операций, требующих поднятия грузов на большую высоту или их опускания.

В зависимости от целей применяются различные виды автокранов.

Техника, оснащенная башенными стрелами, практически всегда применяется при строительстве многоэтажных зданий и других высоких сооружений. Ее главным преимуществом является большая высота, на которую можно поднимать грузы.


Автокран


Для всех других операций оптимально подходят автокраны с телескопическими стрелами. Данные устройства вытеснили технику с другими видами стрел практически во всех сферах благодаря своей технологичности, удобству в транспортировке и монтаже, высоким эксплуатационным характеристикам.

Автокраны с решетчатыми стрелами практически сняты с производства. Несмотря на свой небольшой вес за счет особенностей конструкции, данные устройства требуют больших затрат времени на монтаж и демонтаж на каждой площадке и не отличаются хорошей работоспособностью и прочностью.

Также подбор автокрана для конкретного применения осуществляется исходя из грузоподъемности техники.

Легкие краны, отличающиеся своей маневренностью и быстротой перемещения, используются при необходимости работы с грузами весом до 25 тонн – при строительстве малоэтажных зданий, прокладке трубопроводов, железных дорог.

Автокраны средней грузоподъемности (до 60 тонн) применяются в горнодобывающей промышленности, при возведении объектов высотой до 30 метров, для перемещения труб большого веса и диаметра.


Автокран


Тяжелые автокраны, грузоподъемность которых превышает 60 тонн, применяются при строительстве крупных объектов. Для работы такой техники необходимы хорошие пути подъезда и большие размеры площадки, на которой проводятся операции.

Стрелы автомобильных кранов

Стрела автокрана – это главный подъемный механизм техники. Она представляет собой вытянутый механизм, состоящий из нескольких металлических сегментов.

Стрела автокрана передает усилие от приводящего устройства к грузу, перемещая его на большую высоту или опуская его.

Конструкции стрел автомобильных кранов совершенствуются с целью увеличения их грузоподъемности, длины, ресурса работы и других эксплуатационных характеристик.

Наиболее современными считаются телескопические стрелы автомобильных кранов.

Они состоят из нескольких металлических секций, которые вкладываются друг в друга и при необходимости приводятся в работу.

Чем больше секций выдвинуто, тем выше грузоподъемность механизма и больше его длина.


Телескопическая стрела автокрана


Широкое распространение получили овоидные стрелы – вид телескопических механизмов с особым профилем. Верхняя часть короба выполнена в П-образной форме с закругленными углами, нижняя имеет форму полуэллипса.


Благодаря такой конструкции удалось повысить грузоподъемность стрелы, ее прочность и жесткость, увеличить количество сегментов и правильно распределить нагрузку на все части стрелы.


Для телескопирования (выдвижения) стрел используются гидравлические и канатные механизмы. С целью снижения трения между металлическими секторами и обеспечения стабильного движения деталей между стенками стрел устанавливаются скользуны – полимерные плиты.

Однако применения одних плит недостаточно для обеспечения плавного выдвижения стрел и предотвращения повреждения сегментов. Поэтому организуется система смазки автокранов.

На плиты скольжения наносится пластичный смазочный материал, который выполняет ряд важных функций – снижение трения и износа сопряженных поверхностей, облегчение перемещения деталей.

В связи с тем, что плиты скольжения воспринимают высокие нагрузки, действующие на излом стрелы, смазочный материал быстро вытесняется с места нанесения.

Чтобы предотвратить внеплановый ремонт автокранов вследствие работы узлов стрел в условиях недостатка смазочного материала, применяют антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY PTFE - A20. Оно сохраняет свои смазочные свойства в тех узлах, где не работает пластичный смазочный материал, в том числе и при высоких контактных давлениях.


Телескопические стрелы автокранов


Покрытие легко наносится на внешнюю поверхность сегментов автокранов методом распыления из аэрозольного баллона и быстро отверждается при комнатной температуре. Слой материала не нуждается в обновлении на протяжении всего срока службы автокрана.



Система смазки, включающая нанесение традиционного смазочного материала и антифрикционного покрытия, обеспечивает длительное функционирование автокрана, снижение износа сегментов и защиту от коррозии.

Ремонт автокранов

Необходимость ремонта автокранов появляется по двум причинам: износ компонентов вследствие длительной работы или неправильная эксплуатация оборудования.

Для минимизации риска отказов техники проводят ее периодический осмотр и техническое обслуживание.

Большинство внеплановых остановок автокрана связано с перебоем работы стрелы.

Проблема может возникнуть с втягиванием секций. Чаще всего, причина поломки кроется в гидрораспределителе. При ремонте необходимо проверить цепь питания и заменить сгоревшие компоненты.

Неполадки с выдвижением сегментов или изменением положения стрелы могут быть связаны с нарушением работы тормозного клапана. Дело в том, что отверстия системы могут забиваться, вследствие чего функционирование клапана становится некорректным. При обнаружении данной неполадки необходимо очистить загрязнения и промыть весь клапан.

Если скорость работы автокрана существенно снизилась, необходимо проинспектировать привод двигателя, предохранительный клапан и гидросистему. Последняя проверяется на герметичность, при необходимости проводят замену уплотнительных колец.


Гидромотор автокрана


Система управления краном часто перестает работать вследствие перегорания вставки блока предохранителей. Ремонт автокранов в данном случае заключается в замене детали на новую.

Для обеспечения длительного и бесперебойного функционирования автокранов необходимо проводить плановые проверки работоспособности систем и наличия расходных материалов.

Важно следить за количеством жидкости в гидробаке. Недостаток материала приводит к перегреву системы. Периодически необходимо доливать жидкость до необходимого уровня.