Автомобильный кран: назначение и конструкция
Автомобильные краны представляют собой грузовые автомобили с подъемными инструментами – стрелами.
Они незаменимы при проведении высотных работ, строительно-монтажных и дорожных операций.
Главной функцией автокрана является подъем грузов на большую высоту.
Грузоподъемность и максимальная высота, на которую можно переместить объекты, зависят от характеристик стрелы.
В автокранах используются стрелы различных типов: решетчатые, башенные, гусеничные, телескопические.
Все они отличаются по способу монтажа и эксплуатационным характеристикам.
Наиболее современные автокраны оборудуются телескопическими стрелами. Их главная особенность и преимущество заключаются в возможности быстрого изменения длины.
Для этого они оснащаются выдвижными элементами, каждый последующий сегмент вкладывается в предыдущий и приводится в работу при необходимости.
Процесс выдвижения стрелы называется телескопированием.
Телескопирование стрелы
Для осуществления телескопирования стрелы оснащаются гидравлическими механизмами и канатными системами. Как правило, первая секция приводится в движение гидроцилиндрами, а последующие – канатами.
Выдвигаться могут сразу все секции или их определенное число. Количество приводимых в работу сегментов зависит от необходимой длины и грузоподъемности стрелы.
Телескопирование стрелы может осуществляться как без нагрузки, так и с грузом.
Для обеспечения плавного выдвижения стрел и снижения износа металлических секций телескопической стрелы применяются плиты скольжения – скользуны.
Они представляют собой полимерные вставки, которые крепятся к внутренней поверхности каждого сектора стрелы. Плиты скольжения воспринимают на себя усилия, действующие на излом стрелы.
Для обеспечения длительного ресурса компонентов телескопической стрелы и стабильного процесса телескопирования в узлах организуется система смазки.
Смазка автокранов
На плитах скольжения формируются специальные канавки, в которые помещается смазочный материал. Также смазку наносят на поверхность скользунов.
Смазка выполняет в узле важные функции – снижает трение контактирующих поверхностей и их износ, обеспечивает защиту от коррозии.
Однако такая система смазки обладает рядом недостатков.
Во-первых, пластичные и жидкие смазочные материалы испаряются по прошествии определенного количества времени. Несвоевременное восполнение материала ведет к проблемам в эксплуатации автокранов. С необходимостью обновления смазки связана еще одна трудность – для нанесения средства необходимо постоянно демонтировать оборудование и собирать его обратно, что занимает большое количество времени.
Во-вторых, смазки притягивают к себе пыль и другие мелкие частицы за счет своей липкой текстуры. Это может провоцировать абразивный износ компонентов.
В третьих, и самое главное, из-за высоких контактных давлений и нагрузок смазочные материалы вытесняются с места нанесения.
Все это приводит к телескопированию стрел «на сухую».
Последствия телескопирования стрел автокранов без смазки:
- Появление и распространение очагов коррозии на поверхности сегментов
- Усиленный износ компонентов, появление трещин и других дефектов на секторах
- Деформация и изменение геометрии стрел
- Неполное выдвижение стрелы
- Скрип и скрежет при перемещении секций
Работа телескопических стрел автокранов без смазочного материала приводит к частым отказам востребованного оборудования и его простою.
Для обеспечения длительной безаварийной эксплуатации телескопических стрел автокранов применяют более современные смазочные материалы, которые эффективно работают там, где не справляются традиционные смазки.
К ним относятся антифрикционные твердосмазочные покрытия, которые в России производит компания «Моденжи».
В связи с особенностями конструкции сегментов автокранов, а именно с большими габаритами, для обслуживания телескопических стрел автокранов применяется антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY PTFE - A20.
Оно легко наносится методом распыления из аэрозольного баллона и быстро отверждается при комнатной температуре.
Данный материал не нуждается в обновлении на протяжении всего срока службы автокранов.
Нанесение твердой смазки дает следующие преимущества: снижение коэффициента трения и износа контактирующих деталей даже в условиях высоких контактных давлений и нагрузок (сухой смазочный слой не смещается с участка нанесения), обеспечение защиты от коррозии, устранение шума при перемещении компонентов, повышение плавности движения деталей в процессе телескопирования.
Наиболее эффективно себя показывает система смазки, включающая комплексное применение традиционных и инновационных смазочных материалов.