Автомобильный кран: назначение и конструкция

Автомобильные краны представляют собой грузовые автомобили с подъемными инструментами – стрелами.

Они незаменимы при проведении высотных работ, строительно-монтажных и дорожных операций.

Главной функцией автокрана является подъем грузов на большую высоту.

Грузоподъемность и максимальная высота, на которую можно переместить объекты, зависят от характеристик стрелы.

В автокранах используются стрелы различных типов: решетчатые, башенные, гусеничные, телескопические.

Все они отличаются по способу монтажа и эксплуатационным характеристикам.

Наиболее современные автокраны оборудуются телескопическими стрелами. Их главная особенность и преимущество заключаются в возможности быстрого изменения длины.


Телескопическая стрела автокрана


Для этого они оснащаются выдвижными элементами, каждый последующий сегмент вкладывается в предыдущий и приводится в работу при необходимости.

Процесс выдвижения стрелы называется телескопированием.

Телескопирование стрелы

Для осуществления телескопирования стрелы оснащаются гидравлическими механизмами и канатными системами. Как правило, первая секция приводится в движение гидроцилиндрами, а последующие – канатами.

Выдвигаться могут сразу все секции или их определенное число. Количество приводимых в работу сегментов зависит от необходимой длины и грузоподъемности стрелы.

Телескопирование стрелы может осуществляться как без нагрузки, так и с грузом.

Для обеспечения плавного выдвижения стрел и снижения износа металлических секций телескопической стрелы применяются плиты скольжения – скользуны.


Скользуны


Они представляют собой полимерные вставки, которые крепятся к внутренней поверхности каждого сектора стрелы. Плиты скольжения воспринимают на себя усилия, действующие на излом стрелы.

Для обеспечения длительного ресурса компонентов телескопической стрелы и стабильного процесса телескопирования в узлах организуется система смазки.

Смазка автокранов

На плитах скольжения формируются специальные канавки, в которые помещается смазочный материал. Также смазку наносят на поверхность скользунов.

Смазка выполняет в узле важные функции – снижает трение контактирующих поверхностей и их износ, обеспечивает защиту от коррозии.

Однако такая система смазки обладает рядом недостатков.

Во-первых, пластичные и жидкие смазочные материалы испаряются по прошествии определенного количества времени. Несвоевременное восполнение материала ведет к проблемам в эксплуатации автокранов. С необходимостью обновления смазки связана еще одна трудность – для нанесения средства необходимо постоянно демонтировать оборудование и собирать его обратно, что занимает большое количество времени.

Во-вторых, смазки притягивают к себе пыль и другие мелкие частицы за счет своей липкой текстуры. Это может провоцировать абразивный износ компонентов.

В третьих, и самое главное, из-за высоких контактных давлений и нагрузок смазочные материалы вытесняются с места нанесения.

Все это приводит к телескопированию стрел «на сухую».


Последствия телескопирования стрел автокранов без смазки:

  • Появление и распространение очагов коррозии на поверхности сегментов
  • Усиленный износ компонентов, появление трещин и других дефектов на секторах
  • Деформация и изменение геометрии стрел
  • Неполное выдвижение стрелы
  • Скрип и скрежет при перемещении секций

Работа телескопических стрел автокранов без смазочного материала приводит к частым отказам востребованного оборудования и его простою.

Для обеспечения длительной безаварийной эксплуатации телескопических стрел автокранов применяют более современные смазочные материалы, которые эффективно работают там, где не справляются традиционные смазки.

К ним относятся антифрикционные твердосмазочные покрытия, которые в России производит компания «Моденжи».

В связи с особенностями конструкции сегментов автокранов, а именно с большими габаритами, для обслуживания телескопических стрел автокранов применяется антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY PTFE - A20.


Телескопические стрелы автокранов


Оно легко наносится методом распыления из аэрозольного баллона и быстро отверждается при комнатной температуре.

Данный материал не нуждается в обновлении на протяжении всего срока службы автокранов.



Нанесение твердой смазки дает следующие преимущества: снижение коэффициента трения и износа контактирующих деталей даже в условиях высоких контактных давлений и нагрузок (сухой смазочный слой не смещается с участка нанесения), обеспечение защиты от коррозии, устранение шума при перемещении компонентов, повышение плавности движения деталей в процессе телескопирования.

Наиболее эффективно себя показывает система смазки, включающая комплексное применение традиционных и инновационных смазочных материалов.