Вопрос смазывания колесных болтов находит у автовладельцев самые противоречивые ответы. С одной стороны, как и другие металлические детали, подверженные трению, воздействию влаги и абразивов, болты нуждаются в защите. С другой – скользкий слой смазки опасен тем, что может вызвать самопроизвольное откручивание крепежных элементов, что очень опасно во время движения.


Попробуем разобраться, нужно ли смазывать колесные болты. Обратим внимание на разные мнения и приведем правильный порядок действий.

Виды и функции колесных болтов

Автомобильные колеса могут крепиться двумя способами: болтами или гайками со шпильками. На современных машинах гайки устанавливаются очень редко – это не только неэстетично, но еще и небезопасно, чего не скажешь про болты.

Последние производятся со сферической или конической прижимной частью, за счет чего центрируют колесо с углублениями такой же конфигурации. Плотное ввинчивание болтов в обод исключает их раскручивание.

Стандартная длина колесных болтов для легковых автомобилей – 12-14 мм. Их шляпка может быть выполнена под гаечную головку, шестигранник или особый «секретный» ключ, который идет в комплекте к болтам.


Колесный болт


Болты затягиваются моментом 10-11 кгс·м (если в инструкции по эксплуатации автомобиля не указано иное). Перетяжка приводит к деформации диска, разрушению профиля отверстия, повреждению граней головки болта или ее обрыву.

В первом случае удержание колеса на ступице ослабляется, во втором велик риск провернуть болт в ступичном отверстии, из-за чего демонтировать его без специального инструмента будет невозможно.

Стоит ли смазывать колесные болты: за и против

Если руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля, вопроса о то, смазывать колесные болты или нет, возникать вообще не должно. Производители не рекомендуют наносить на болты и резьбовые отверстия в ступице какое-либо смазочное вещество, так как оно может вызвать ослабление крепления колеса во время движения, даже несмотря на правильную затяжку.


Однако есть и другая сторона вопроса. В отсутствие смазки болты ржавеют, закисают и прикипают, в результате чего автовладельцам приходится сталкиваться со многими сложностями – особенно при попытке поменять колесо в дороге.


Поржавевшие колесные болты


Именно поэтому многие водители все-таки используют смазку и не слушают запреты.


Польза смазки


Смазка – это защитный слой, который бережет болты от влаги, грязи и прочих вредных для них веществ. Тут, однако, стоит отметить, что многие современные колесные болты выпускаются уже с антикоррозионным покрытием.

Второй (и главный) положительный момент – возможность беспроблемного откручивания смазанных болтов. С неприкипевшими деталями легче справиться при необходимости экстренной замены колеса в случае прокола.


Вред смазки


Любое резьбовое соединение не застраховано от самопроизвольного ослабления и откручивания. Для таких интенсивно движущихся деталей, как колеса, это особенно актуально. Многие противники смазывания колесных болтов считают, что со смазкой вероятность их ослабевания значительно возрастает – это довод они приводят чаще всего.

И второй момент: обработанные болты легче перетянуть при закручивании, так как их сопротивление проворачиванию уменьшается. Как уже было отмечено выше, перетяжка не менее опасна, чем недокручивание.


Что на практике?


Если на автомобиле установлены «родные» колесные диски, то болты и их посадочные гнезда идеально совместимы. Именно поэтому, даже в присутствии смазки, никакого самопроизвольного раскручивания быть не может.

Многие опытные автомобилисты (особенно водители тяжелых грузовиков) на протяжении долгих лет слегка смазывают колесные болты перед закручиванием. Никаких негативных последствий это не влечет, даже при движении по бездорожью. Зато при необходимости демонтажа болты не приходится «срывать» с места и с трудом откручивать ключом – вполне хватает силы рук.


Мнения специалистов относительно смазывания колесных болтов сходятся в одном: обрабатывать их можно, но не целиком. Смазку наносят исключительно на резьбу, избегая ее попадания на конусообразную часть, которой болт притирается к диску.


Смазка на резьбовой части колесного болта

Как и чем смазать болты?

Некоторые автолюбители, решившие все же смазать колесные болты, применяют для этих целей сомнительные смазочные материалы типа отработанного масла или литола. Однако эти составы легко вымываются и не выдерживают высокие температуры.

В результате открутить колеса становится еще сложнее: затяжка производится при наличии смазки, а откручивание – практически без нее.

Использовать для смазывания болтов моторное масло – тоже не лучшая идея. Оно смоется уже через неделю.

Оптимальный выбор для колесных болтов – смазка на основе меди, графита или молибдена. Если в небольшом количестве нанести ее на резьбовые части крепежных элементов, никакого вреда не будет.

Некоторые автовладельцы советуют сбрызгивать посадочные места под болты средством WD-40. Это позволяет удалить окислы и в дальнейшем защитить детали от прикипания.

Перед тем, как устанавливать колесо на болты, нужно тщательно очистить ступицу жесткой щеткой.

Крепеж после обработки затягивают вначале от руки, а затем ключом (но без лишнего энтузиазма). Момент затяжки проверяют динамометром.


Так как сила трения смазанных болтов меньше, момент должен быть немного больше, чем это предписано в мануале.