В среде автомобилистов об иномарках ходит масса слухов и домыслов, касающихся их особой конструктивной сложности и дороговизны ремонта. Как правило, попытки самостоятельного ремонта дорогой иномарки приводят к необходимости ее восстановления уже специалистами автосервиса. Чтобы избежать лишних затрат, нужно помнить, что нормальная работа двигателя обусловлена исправностью систем зажигания и питания. На некоторых автомобилях они объединены в единую систему с электронным управлением.


При любых неполадках в работе двигателя (повышенном расходе топлива, неравномерной работе, потере приемистости и т. д.) вмешиваться в систему питания нужно в последнюю очередь.

Большая часть неполадок возникает в системе зажигания. Увеличенный зазор в свечах, выгоревший контакт «бегунка» и «пробивающие» провода даже при исправном инжекторе (карбюраторе) способны сильно нарушить работу двигателя. Некоторые двигатели иномарок (как правило, сложные) очень требовательны к типу свечей: иногда даже ближайшие аналоги «родных» свечей работают с перебоями. Как правило, чем современнее двигатель, тем ярче выражена эта зависимость.

Ремонт иномарки

Только убедившись в исправности системы зажигания, можно переходить к осмотру двигателя. Если своевременно не заменить ремень привода распредвала, может срезаться часть его зубьев, и двигатель перестанет работать. При слабой натяжке он перескочит на несколько зубьев, что, в лучшем случае, приведет к нарушению фаз газораспределения. Перетяжка резко ускорит износ самого ремня и шестерен. Первый признак перетяжки ремня привода – характерный вой при работе двигателя.


Некоторые двигатели (например, «Фольксваген») склонны к «выгрызанию» ремнем зубьев шестерен помпы и коленвала. Установка нового ремня на изношенные шестерни, с одной стороны, резко уменьшает его ресурс, а с другой – чревата срезанием зубьев ремня. Хорошо «смазанный» через текущие сальники или лишенный защитных кожухов ремень также долго не выдержит, хотя ресурс фирменного ремня, как правило, 90-100 тыс. км.

В системе питания машин с впрыском сначала следует проверить чистоту сетки насоса, его исправность, фильтр. Дозаторы-распределители – приборы весьма тонкие, и без специальных знаний их лучше не трогать. Не рекомендуется проводить механическую очистку форсунок впрыска из-за опасности повредить их клапаны. Без необходимости не выдергивайте форсунки из посадочных гнезд. Утратившие упругость резиновые уплотнительные кольца и неаккуратная работа могут привести к поломке пластмассовой втулки посадочного места.

Многие автомобилисты считают, что ремонт иномарки с карбюраторным двигателем проще, чем инжекторной. Вопрос весьма спорный, как и мнение о том, что в крайнем случае зарубежный карбюратор можно заменить отечественным.

На самом деле только у части иномарок «старых» моделей (до 1982 года выпуска) с двигателями объемом до 1,8 л карбюраторы сопоставимы с вазовскими. Уже с середины 80-х годов их оснащали электро-пневмоуправлением с электронным блоком, встроенными термостатами, достаточно сложными устройствами для холодного пуска и т. д. Применялись карбюраторы с электронным управлением, которые по сложности не уступали компьютерам системы впрыска.


Попытки использовать отечественный карбюратор в иномарке приемлемы только в безвыходной ситуации, при этом мощностные характеристики и экономичность двигателя в любом случае ухудшатся.

Заподозрив неполадки в карбюраторе, не торопитесь его снимать, разбирать, продувать и крутить регулировочные винты. Возможно, неустойчивая работа двигателя вызвана подсосом воздуха через поврежденную резинометаллическую прокладку или негерметичностью какой-либо мембраны в клапанах пневмоуправления. Случается, что неверно надеты воздушные трубки. Это затрудняет пуск холодного двигателя и повышает расход топлива.

Инжекторная система питания, улучшая почти все характеристики двигателя, содержит намного меньше деталей, подверженных механическому износу, и долго сохраняет все настройки, что важно как с экономической, так и с экологической точки зрения. Вместе с тем инжекторные двигатели предъявляют повышенные требования к чистоте бензина и характеризуются относительно высокой стоимостью комплектующих, что, впрочем, компенсируется их надежность.


Чем новее и сложнее автомобиль, тем большим количеством его систем управляет электроника. Часто даже в корпус реле скрывается небольшой электронный блок.

Надежность блоков управления таких фирм, как «Бош», «Хитачи» и др., столь высока, что без внешнего воздействия они крайне редко выходят из строя. Ваша задача не допустить этого воздействия. Электронные блоки поддаются ремонту с большим трудом из-за специфической элементной базы и отсутствия схем, а стоимость нового блока управления очень высока.

При длительной зимней стоянке автомобиля диски сцепления нередко прилипают. Некоторые автолюбители, чтобы выключить сцепление, упирают один конец подходящей палки в педаль сцепления, а другой – в сиденье водителя. Однако делать это ни в коем случае нельзя. Во-первых, длительное статическое нагружение диафрагменной пружины может привести к ее осадке и, как следствие, утрате работоспособности. Кроме того, лепестки диафрагменной пружины могут неравномерно деформироваться.

Во-вторых, поступая таким образом, вы вряд ли достигнете цели: уплотнения в главном и особенно рабочем цилиндрах сцепления не настолько герметичны, чтобы в течение нескольких месяцев исключить утечку жидкости. В результате нажатая педаль через некоторое время может «провалиться», а сцепление будет включено.