Датчик давления масла: принцип работы

Главным инструментом мониторинга давления в системе подачи моторной жидкости ДВС является датчик давления масла – ДДМ. Он оснащен устройствами для оповещения автопользователя об уменьшении уровня и давления материала через лампочку на панели в виде масленки или стрелку на индикаторе.

Давление в системе всегда должно находиться в диапазоне допустимых значений: не превышать их и, тем более, не быть ниже должных показателей. Это важно для стабильной работы двигателя. Отклонения могут привести к необходимости капитального ремонта мотора.


Современные ДДМ являются мембранными и включают следующие основные элементы:

  • Непроницаемая полость с мембраной
  • Прибор для передачи механического сигнала
  • Устройство, преобразующее механический сигнал в электрический

Полость с диафрагмой соединяется с магистралью передачи смазочной жидкости. Давление в ней равно давлению масла. При отклонениях мембрана меняет свое положение, что считывается передающим устройством как признак неисправности.

От передатчика данные перемещаются на преобразователь, формирующий электрический сигнал, который используется измерительным устройством или ЭБУ.


Разновидности датчиков


ДДМ делятся на электронные и механические.

Первые способны только оповещать о спаде давления, в то время как вторые определяют точное давление жидкости и показывают его уровень стрелкой на панели.

Существуют автомобили, оснащенные двумя приборами, которые одновременно показывают точные данные и быстро дают знать о его резком снижении давления.

Механические ДДМ часто можно встретить в транспортных средствах, выпущенных давно, электронные – в новых агрегатах.

Электронный датчик представляет собой замкнутую систему с мембраной. Под воздействием давления масла мембрана выгибается, из-за чего контакты датчика разъединяются.

При сниженном давлении мембрана перестает деформироваться и контакты смыкаются, вследствие чего сигнал передается на приборную панель и загорается соответствующий значок.


Механический датчик работает по схожему принципу, однако устроен он гораздо сложнее. Прибор включает в себя элементы, контролирующие точный уровень давления.


Он также работает за счет мембраны, которая соединена со штоком, отвечающим за сжимание жидкости в герметичной трубки.

Второй шток, идущий от этой емкости, соединяется со стрелкой манометра, которая показывает уровень давления смазочной жидкости.

При увеличении давления стрелка устремляется вверх. При снижении – падает.


Механический ДДМ


Иные датчики с механическим управлением включают реостат. Его сопротивление варьируется в зависимости от степени растяжения мембраны.

Эти изменения фиксирует ЭБУ, на основании чего делаются выводы о нормальных значениях давления в системе либо отклонениях.

Причины неисправности датчика давления масла

Причин, вследствие которых ДДМ указывает на низкие показатели, достаточно большое количество. Одна из них – неисправность самого датчика.


Неполадки с датчиком могут возникнуть вследствие:

  • Загрязнения устройства – использование некачественной смазочной жидкости может приводить к засорам датчика, из-за чего он начинает работать некорректно. Если уровень масла в норме, а красная лампочка не прекращает гореть, вероятно, нужна очистка устройства. Это не доставляет особых проблем, после чего масляная система начнет функционировать стабильно
  • Деформации и других повреждений мембраны, что становится причиной неправильных показателей
  • Замыкания проводов, соединяющих приборную панель и датчик, окисление клемм и других деталей. Это нечастая проблема, однако при сбоях в работе устройства проверить данные элементы стоит
  • Выход из строя реле или предохранителя вследствие замыкания

Признаки неисправности датчика давления масла


О снижении давления смазки водитель узнает не только по данным приборов.


Основными признаками проблем с давлением масла являются:

  • Сложный запуск мотора. В условиях отсутствия смазки коленвал вращается крайне тяжело, особенно при минусовых температурах
  • Толчки при движении, которые особенно заметны на невысоких оборотах
  • Снижение мощности разгона
  • Перебои в срабатывании замка зажигания
  • Проблемы с питанием

Если вы столкнулись с вышеуказанными проблемами, а датчик сигналы о неисправностях не подает, возможно, он вышел из строя.

Проверка датчиков разных типов имеет свои особенности, но принцип работы в обоих случаях будет одинаковым.

Суть проверки датчиков заключается в измерении сопротивления – это самый распространенный, но не единственный способ контроля работоспособности ДДМ.

Как проверить механический датчик давления масла

Устройство с механическим управлением соединено со стрелкой на панели, которая указывает на давление масла в системе.

Преимуществом такого типа датчика является легкий контроль давления и своевременное уведомление о его снижении.

Однако системы оповещения о малом давлении в авто с механическим датчиком не предусмотрено, и автовладелец может недосмотреть и продолжать движение при неполадках в смазочной системе.

Водители, постоянно следящие за показателями своего транспортного средства, замечают перемещение стрелки и могут устранить проблему с маслом еще до ее появления. Этим механический датчик и превосходит электронный, несмотря на большой вес, сложность строения и частые поломки устройства.


Убедиться в правильности функционирования механического датчика можно с помощью насоса с манометром. Устройство подключают к насосу с помощью резинового шланга, однако важно, чтобы соединение не пропускало воздух.


После этого на датчик подается различное давление, показатели устройства контролируются с помощью манометра. Фиксировать необходимо и соответствующее сопротивление.

После получения нескольких результатов значения сравнивают с таблицей нормальных показателей, которая отличается для каждого транспортного средства. Она идет в комплекте с документацией на автомобиль, в случае утери можно обратиться к интернет-ресурсам.

Как проверить электронный датчик давления масла

Второе название электронного датчика – аварийный. Он оповещает о неполадках только при значительном снижении давления или критическом недостатке смазки.

У него есть только два положения: норма и отсутствие давления.

В случае срабатывания такого устройства рекомендуется немедленно заглушить мотор и не продолжать движение до устранения проблемы.


С этим связан минус использования такого устройства: даже если водитель сможет вовремя заметить горящую лампочку, скорее всего, двигатель какое-то время эксплуатировался в условиях недостатка смазки. А это, конечно, оказывает негативное влияние на состояние движущихся частей мотора.


А если показатель был замечен поздно, то повреждения мотора могут оказаться довольно значительными.

Контроль электронного ДДМ не имеет кардинальных отличий от того же процесса с механическим устройством.

В этом случает понадобится тот же насос с манометром и мультиметр.

Мультиметр необходимо поставить на режим измерения цепи «на обрыв».

Датчик герметично соединяется с насосом, после чего к ним подключают мультиметр. После этого стрелка должна указывать на ноль.

Через насос на датчик подается минимальное давление, после чего стрелка должна указывать на бесконечность – это говорит об исправности прибора.

Можно подать больше давления для дополнительной проверки работоспособности детали в разных условиях.

Замена датчика давления масла

Ремонту датчик давления масла не поддается. Единственной манипуляцией, которой может подвергаться старый элемент, является очистка. В остальных случаях он меняется.

Для того чтобы самостоятельно демонтировать и поставить новый датчик давления масла понадобятся следующие материалы: новый ДДМ, гаечные ключи, тряпка, моторное масло (небольшое количество).


ДДМ


Стоит учитывать, что замену прибора самостоятельно следует начинать только при наличии навыков в подобных вопросах. Если их нет, лучше обратиться к специалистам либо выполнять процедуру под контролем опытного автомеханика.


Процесс замены ДДМ:

  • Отключить автомобиль через отсоединение аккумулятора, проводов питания и управления
  • Выкрутить крепежные детали и снять зажимы
  • Открутить датчик от ГБЦ
  • Обработать резьбовые части смазкой для мотора
  • Вкрутить датчик вручную, после чего затянуть его ключом. На данном этапе важно рассчитывать силу затяжки, так как есть риск сорвать резьбу
  • Завести автомобиль и убедиться в работоспособности устройства – показателем будет являться потухший индикатор давления масла на приборной панели

Спустя время после проведения всех манипуляций рекомендуется проконтролировать систему на предмет протечки: если возле датчика появились масляные пятна или течи, значит после вкручивания система потеряла герметичность. Течи важно устранить при первой возможности.


Датчик давления масла является наиболее важным прибором, с помощью которого можно следить за состоянием смазочной системы ДВС. На его работу оказывают влияние многие факторы, в том числе и качество используемой смазочной жидкости. Для обеспечения стабильной работы мотора необходимо периодически проверять состояние датчика.