Силовые агрегаты на всех автомобилях УАЗ, в том числе модели Патриот, комплектуются датчиками давления масла (ДДМ) и блок-контроллерами. В случае нарушения работы масляной системы они сигнализируют о сбое, а на приборной панели загорается контрольная лампочка.
Эксплуатация транспортного средства при таких поломках недопустима – при срабатывании датчика следует немедленно заглушить двигатель, выключить зажигание и устранить неисправность. В противном случае велик риск наступления серьезных последствий, вплоть до полного выхода силового агрегата из строя и необходимости его дорогостоящего ремонта.
Конструкция и принцип работы датчика давления масла УАЗ Патриот
На двигателе ЗМЗ-409 и его модификациях, которыми оснащаются большинство автомобилей УАЗ Патриот, датчик давления масла установлен в верхней части крышки блока цилиндров с правой стороны. На устройстве имеется проводка, подключенная к блок-контроллеру для передачи сигнала срабатывания.
ДДМ заключен в металлический корпус, внутри которого в патрубке находится специальный поплавок, снабженный магнитом. На выходе патрубка расположены электрические выводы, которые подают импульс магниту.
При перепадах давления масла в системе поплавок движется и замыкает контакты. Напряжение подается на контрольную лампочку. На приборной панели при этом загорается индикатор «Check Engine» («масленка»), дублируя проблему с двигателем.
Благодаря простоте конструкции и несложному принципу работы механические датчики по сравнению с электронными стабильно функционируют даже в агрессивной среде и при резких перепадах температур.
Основные причины срабатывания лампы давления масла
При резком падении уровня масла необходимо выяснить источник утечки или причину быстрой выработки смазочной жидкости. Для этого осматривают основные узлы системы, масляный насос, магистрали и нижнюю часть картера на предмет повреждений.
В двигателях УАЗ часто изнашиваются уплотнители, из-за чего давление масла повышается и срабатывает аварийный датчик.
После проверки масло доливают до нормативного уровня, а силовой агрегат прогревают на холостом ходу. Если других поломок нет, то контрольная лампочка должна погаснуть.
Иногда причиной срабатывания ДДМ и лампочки становятся неисправности в электрической цепи, идущей от датчика к контроллеру и щитку приборов. Чтобы это выяснить, сначала осматривают проводку и клеммы контактов. Последние могут оказаться закисшими – тогда их следует снять, зачистить мелкозернистой наждачной бумагой и подсоединить вновь.
Если визуально нарушение обнаружить не удалось, то при помощи обычного тестера замеряют напряжение на участках проводки. Неисправный контроллер меняют на новый.
ДДМ может подавать сигнал и в результате засорения масляного фильтра. Его нужно снять, осмотрев входные магистрали и в случае необходимости заменить.
Если после этого контрольная лампочка продолжает гореть, то причина – в неисправности самого датчика давления масла. Чтобы установить новый прибор, необязательно обращаться в автосервис. Его замену вполне можно произвести самостоятельно.
Выбор нового датчика зависит от комплектации двигателя. Подобрать его можно по VIN или типу силового агрегата. Оригинальный ДДМ для ЗМЗ-409 и его модификаций имеет артикул 23.3829.
Замена ДДМ своими руками
Для замены ДДМ на УАЗ Патриот вам потребуется простой набор инструментов: ключи на «17» и «22», а также отвертка с плоским лезвием.
Откройте капот и отсоедините минусовую клемму на аккумуляторной батарее. Затем открутите отверткой проводку на клемме датчика и регуляторе (провода пометьте разными цветами, чтобы не перепутать при подключении).
ДДМ закреплен на штуцере в масляной магистрали крышки головки блока цилиндров. Открутите винт верхнего крепления, отключите клеммы контактов на регуляторе.
Ключом на «17» отверните датчик от штуцера, проследив, чтобы он не проворачивался в гнезде крышки блока. Ключом на «22» снимите сигнализатор с крепления.
Новый датчик установите на место, действуя в обратной последовательности. Не забудьте заменить уплотнительный кольца.
Места соединений обработайте герметиком, а клеммы электрических контактов – антикоррозийным составом (после предварительной зачистки).
После сборки осмотрите узлы двигателя на предмет протечек масла, проверьте его уровень и запустите силовой агрегат вхолостую на 5-7 минут при 2000 оборотах. Если в системе все нормально и ДДМ установлен правильно, то контрольная лампочка перестанет гореть.