Контроль за работой системы смазки в двигателях ЗМЗ 405, 406 и 409 осуществляется при помощи специальных датчиков давления масла (ДДМ). Если эти приборы выходит из строя, водитель теряет возможность своевременно реагировать на возникновение неисправностей в системе. Это ставит под угрозу дальнейшую работоспособность силового агрегата.
Датчики давления масла двигателей ЗМЗ: конструкция и принцип действия
Для контроля давления масла в двигателях ЗМЗ 405, 406 и 409, предусмотрены два отдельных датчика. Один из них фиксирует величину давления, а второй реагирует на его критическое падение. ДДМ для «Газелей» выпускает Ульяновский автозавод и другие предприятия, специализирующиеся на изготовлении автозапчастей: «Автоприбор», «Пекар», «ЭМИ» и др.
Оба датчика в силовых агрегатах ЗМЗ всех модификаций имеют идентичное расположение – в левой верхней части ГБЦ (если смотреть из салона) над выпускным коллектором. Особенно заметен датчик контроля давления масла – его можно узнать по бочкообразному корпусу.
Приборы вкручены в раздвоенный штуцер (тройник), который ввернут в ГБЦ и соединен с одним из масляных каналов. К ДДМ подведены провода питания.
В двигателях ЗМЗ используются датчики типа ММ358 с номинальным напряжением 12 В.
В конструкцию подобных приборов входят корпус со штуцером, мембрана, толкатель, реостат и элементы его привода.
Датчик ММ358 работает вместе с указателем давления, который находится на панели приборов автомобиля. Он имеет электромеханическую конструкцию, реагирующую на изменение сопротивления датчика.
Принцип действия устройства следующий: когда двигатель не работает, давление в системе смазки отсутствует. Сопротивление датчика в соответствии с его характеристиками составляет 159-173 Ом.
При запуске силового агрегата давление начинает расти, масло воздействует на мембрану, выгибая ее внутрь корпуса. Через толкатель она двигает передаточный рычаг, который, в свою очередь, перемещает ползунки реостата вправо. Сопротивление датчика снижается. Указатель реагирует на это и перемещает стрелку вправо.
Аварийный ДДМ предназначен для информирования водителя о падении давления масла до критических показателей. В силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406 и 409 установлены аварийные датчики типа ММ111Д или аналогичные, выпускаемые под каталожными номерами 2602.3829, 4021.3829, 6012.3829.
Принцип действия этих устройств основан на замыкании и размыкании контактов.
Внутри корпуса расположена подпружиненная диафрагма. К ней прикреплена контактная пластина, которая в нерабочем состоянии замкнута с корпусом (массой) датчика. Во время работы двигателя смазка под давлением поступает через специальное отверстие в корпус и отодвигает диафрагму. Контакты при этом размыкаются.
Аварийный ДДМ работает в паре с сигнализатором, который расположен на приборной панели. Значок имеет вид красной масленки. При включении зажигания без запуска двигателя сигнализатор должен гореть. Это свидетельствует о том, что на датчик подается напряжение, а давление в системе отсутствует.
Через 3-5 секунд после запуска двигателя давление возрастает и достигает рабочих показателей. Масло воздействует на диафрагму, контакты размыкаются, и сигнализатор гаснет.
Проверка приборов
При возникновении подозрений на неисправность датчиков давления масла, проверьте их работоспособность. Сделать это можно как на станции технического обслуживания, так и в гаражных условиях при наличии специальных устройств – манометра и омметра.
Кроме того, потребуются шлицевая отвертка, ключи на 17 на 22, шинный насос, отрезок шланга с хомутами соответствующего диаметра и изолента.
Поднимите капот и найдите штуцер с датчиками. Шлицевой отверткой открутите болты крепления проводов питания к ДДМ. Отсоедините провода и заизолируйте их концы, чтобы во время проверки не спровоцировать короткое замыкание.
Ключом на 17 выкрутите датчик контроля давления, а на его место установите штуцер манометра. Включите зажигание, запустите двигатель и подождите, пока он прогреется до рабочей температуры.
Сверьте показания манометра и указателя. Если они существенно отличаются, датчик требует замены.
Для проверки аварийного ДДМ отсоедините от него провод питания и снимите его с посадочного места. Штуцер манометра соедините с одним концом шланга и зафиксируйте хомутом. Другой конец шланга таким же образом соедините со штуцером датчика.
Прикрепите щуп омметра к выводу ДДМ и его корпусу (массе). Сопротивление при этом должно быть нулевым (контакты замкнуты).
Включите насос, контролируя давление и сопротивление датчика. Когда давление достигнет величины 0,4-0,8 атмосфер, контакты ДДМ должны разомкнуться, а омметр показать бесконечное сопротивление. Это означает, что датчик рабочий. В противном случае необходимо его заменить.
Отклонение в величине давления может быть связано и с неисправностями проводки, и с неполадками самого указателя. Именно поэтому рекомендуется провести дополнительную диагностику.
Включите зажигание. Стрелка указателя должна отклониться вправо, а потом вернуться в исходное положение. Если этого не происходит, шлицевой отверткой открутите винт крепления провода питания датчика, отсоедините его и прикоснитесь к массе. Отклонение стрелки говорит о коротком замыкании в проводке питания ДДМ. Отсутствие ее движения – о проблеме с указателем давления.
Как поменять датчики своими руками?
Для самостоятельной замены датчиков давления масла вам понадобятся:
- Шлицевая отвертка
- Ключи на 17 и на 22
- Автомобильный герметик
- Сухая тряпка
- Маркер
Отсоедините от АКБ провод массы. Поднимите капот и найдите штуцер с датчиками. Шлицевой отверткой открутите болты крепления проводов питания к ДДМ. Отсоедините провода. Чтобы не перепутать, пометьте их маркером
Ключом на 17 и 22 выкрутите датчики, уберите их в сторону. Аккуратно протрите посадочные места приборов, удалите остатки старого герметика. Штуцеры смажьте тонким слоем автомобильного герметика и дайте ему немного просохнуть (около 30 секунд).
Вкрутите новые датчики и подсоедините к ним провода питания. Подключите массу к аккумулятору и проверьте работу устройств.