Датчик давления масла (ДДМ) – один из важнейших контрольных приборов в автомобиле. С помощью этого датчика на приборную панель поступает информация о низком уровне моторного масла и необходимости его долива.
Поломка устройства может привести к некорректному отображению сведений и последующему выходу двигателя из строя.
В процессе работы ДДМ ВАЗ 2114 подвергается механическим повреждениям и воздействиям агрессивных сред. Данные факторы могут послужить причиной поломки механизма.
Разберемся с устройством и принципом действия датчика давления масла ВАЗ 2114, а также назовем основные причины, по которым загорается лампочка ДДМ на приборной панели.
Устройство и принцип действия
Обычно на современных бюджетных автомобилях, к которым относится и ВАЗ 2114, датчик давления масла установлен в подкапотном пространстве с задней стороны, ближе к воздушному фильтру.
Конструкция этого устройства проста: оно представляет собой металлический корпус с помещенными внутри измерительной мембраной и передатчиком.
Масло воздействует на мембрану. Она изгибается, замыкая и размыкая контакты. При включении зажигания давление масла еще низкое, так как двигатель только начал работу. Лампочка при этом загорается. Затем запускается масляный насос, нагнетающий смазку в систему, и значок в виде масленки гаснет. В случае недостаточного давления масла контрольная лампа продолжает гореть.
Что делать, если загорелся датчик давления масла?
Лампочка индикатора может загораться как во время движения, так и на холостом ходу.
Прежде чем делать предположение о причинах возможных неисправностей, следует понаблюдать за поведением лампочки.
Если она загорается периодически и только во время движения, проблему стоит искать в проводке датчика.
Если лампа загорается при работе двигателя на холостых оборотах и не гаснет, причиной этого может быть:
- Вышедший из строя датчик давления или повреждение его проводки
- Низкий уровень масла или его плохое качество
- Износ масляного фильтра
- Загрязнение сетки маслоприемника
- Износ вкладышей коленвала
Рассмотрим каждую из указанных ситуаций подробнее.
Причины срабатывания индикатора
Повреждение проводки датчика
Мигание лампочки индикатора во время движения может быть следствием повреждения изоляции провода датчика. Под действием вибрации он замыкается на «массу» автомобиля, что заставляет датчик срабатывать. Устраняется эта проблема путем тщательного осмотра проводки и замены поврежденного участка.
Поломка самого датчика
В автомобилях ВАЗ 2114 достаточно часто выходит из строя сам датчик давления масла. Чаще всего именно это является причиной постоянного горения лампы индикатора. Проверить исправность ДДМ самостоятельно невозможно. Обычно его просто заменяют новым прибором.
Низкий уровень и плохое качество масла
Если лампочка индикатора непрерывно горит, следует проверить уровень масла в поддоне картера. Это делается специальным щупом на холодном двигателе. При уровне ниже минимально допустимого следует долить смазочную жидкость и понаблюдать за поведением лампочки. Если она погасла, то проблема решена.
Другой причиной горения лампочки индикатора может быть слишком жидкая консистенция масла. Его вязкость снижается с каждым пройденным километром. После 10 тыс. км масляный насос уже не может создавать необходимого давления. В таких случаях лампочка загорается только после прогрева двигателя до рабочей температуры.
Если после замены масла индикатор все еще горит, поиск неисправности следует продолжить.
Износ масляного фильтра
Если давление масла в норме, следует проверить масляный фильтр. Он может быть неправильно подобран, не так установлен или изношен.
В норме при остановке двигателя некоторое количество масла обязательно остается в фильтре. В случае проблем с фильтром вся смазка стекает в картер, что вызывает эффект масляного голодания двигателя.
Заменить фильтр можно самостоятельно. Перед его установкой не забудьте залить в корпус немного свежего масла.
Загрязнение сетки маслоприемника
Маслоприемник предназначен для отбора масла из поддона картера и его подачи в насос. Для того чтобы продукты износа не попадали в систему смазки, маслоприемник оснащен мелкой металлической сеткой. Ее загрязнение зачастую приводит к падению давления масла.
Для проверки исправности маслоприемника необходимо слить смазку из системы и снять поддон картера. Демонтировать сам маслоприемник довольно просто. Следует вывернуть три болта, которыми он крепится к элементам картера.
Если после осмотра маслоприемника оказалось, что сетка забита, ее необходимо очистить. Для этого следует замочить деталь в горячей воде с добавлением какого-либо бытового чистящего средства.
В отсутствие результата после проведения процедуры маслоприемник заменить.
Износ вкладышей коленчатого вала
Давление масла может упасть при сильном износе вкладышей коленчатого вала (коренных, шатунных). Это особенно актуально для автомобилей с большим пробегом. Диагностировать проблему можно лишь при вскрытии силового агрегата. В этом случае неизбежен его капитальный ремонт.
Измерение давления масла
Для измерения величины давления масла используется жидкостной манометр. Насадка его шланга вкручивается вместо датчика давления. Сначала определяется давление на холостом ходу прогретого двигателя. Нормальным считаются значения от 1,5 до 2 бар.
Затем замеры повторяются на высоких оборотах (5000-5500 об/мин). В этом случае оно должно составлять не менее 4,5 бар.
Если значения манометра ниже указанных, следует проверить масляный насос, так как именно он создает давление в системе. Продолжать эксплуатировать автомобиль в этом случае не рекомендуется.
Полезные советы
Чтобы не допустить проблем, связанных с падением давления масла, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Заливать в двигатель масло, рекомендованное автопроизводителем, обязательно обращая внимание на класс его вязкости
- Своевременно производить замену масла и масляного фильтра
- Не использовать неоригинальные детали при ремонте
- Проводить диагностику системы смазки с обязательным измерением давления как минимум один раз в квартал
- При срабатывании лампочки индикатора давления не эксплуатировать автомобиль до проведения полной диагностики
Игнорирование сигналов датчика давления масла грозит серьезными последствиями для двигателя. Любая неисправность системы смазки может привести к необходимости его капитального ремонта.
Именно поэтому нужно обращать внимание на все сигналы, подаваемые лампочкой индикатора.