Система смазки двигателя внутреннего сгорания выполняет 4 основных функции: снижает силу трения между сопряженными элементами, охлаждает их, защищает от коррозии, очищает от продуктов сгорания топлива и износа.
Для выполнения этих функций в силовом агрегате поддерживается определенное давление масла. Недостаточное или избыточное давление приводит к быстрому износу и разрушению трущихся деталей. Контроль этого параметра осуществляется с помощью специального датчика и индикатора (лампе на приборной панели).
Рассмотрим устройство, принцип работы и процедуру замены датчика давления масла (ДДМ) на ВАЗ 2115.
Устройство и принцип действия прибора
Датчики давления масла бывают аварийными и измерительными. Первые сигнализируют водителю об отсутствии давления масла в контуре. В этом случае на панели приборов автомобиля загорается индикатор.
Измерительные датчики – технически более сложные изделия. С их помощью автовладелец получает информацию о параметрах давления масла.
Аварийные ДДМ появились на заре автомобилестроения практически одновременно с двигателями. Вначале они представляли собой небольшие стеклянные колбы, вмонтированные в систему смазки силовой установки. Импульсивное движение смазочного материала внутри колбы указывало водителю на нормальное давление моторной жидкости.
На смену простейшим датчикам пришли механические устройства. По принципу действия они схожи с манометром. Изменение давления в системе приводит в движение механизм, который оснащен стрелочным индикатором.
Начиная примерно с 2000 года большинство автомобилей, в том числе ВАЗ 2115, начали оснащать электронными ДДМ. Они состоят из мембраны, толкателя, электрических контактов, корпуса и индикатора, расположенного на панели приборов.
Когда двигатель не запущен, мембрана находится в состоянии покоя. После включения силового агрегата она изгибается и приводит в движение толкатель. Он размыкает контакт электроцепи, подавая информацию на индикатор. Лампочка затухает примерно через 10 секунд после запуска двигателя – когда начинает работать масляный насос, нагнетающий смазку в систему.
В автомобилях семейства ВАЗ 2115 ДДМ установлен справа по ходу движения машины под крышкой головки блока цилиндров. Верхнюю часть контролера закрывает контактная плата с двумя клеммами, которые имеют внешний источник питания.
Измерительные датчики устанавливают в районе масляного насоса или фильтра в картере автомобиля. В систему они монтируются при помощи патрубка высокого давления.
Схема работы электронного ДДМ измерительного типа более сложная. К ней подключены резистор, работающий в паре с мембраной, и преобразователь, транслирующий полученную информацию в электронный блок управления.
В зависимости от давления в контуре, резистор, в роли которого выступает реостат, изменяет сопротивление при помощи бегунка. Полученная информация передается на табло.
Контрольная лампа на ВАЗ 2115
Контрольная лампа индикатора давления масла в автомобилях ВАЗ 2115 расположена в нижнем левом углу приборной панели и имеет вид масленки. В обычном режиме она загорается на несколько секунд при запуске двигателя, а затем гаснет.
Лампа связана с аварийным датчиком через электронный блок управления двигателем.
В норме индикатор должен гаснуть практически сразу после запуска силового агрегата. Горящая «масленка» может свидетельствовать о неисправностях в системе смазки двигател.
Лампочка может срабатывать как во время движения автомобиля, так и на холостом ходу. Если она загорается периодически и только во время поездки, проблему стоит искать в проводке датчика.
Причин негаснущего индикатора на холостых больше, среди них:
- Вышедший из строя датчик давления
- Низкий уровень смазочной жидкости
- Слишком жидкое (не соответствующее классу или отработавшее свой ресурс) масло
- Неисправность масляного насоса
- Износ масляного фильтра
- Загрязнение сетки маслоприемника
- Износ вкладышей коленвала
Признаки преждевременного выхода из строя аварийного ДДМ
Если на приборной панели постоянно или периодически мигает индикатор давления масла, в области установки контролера видна течь и следы разгерметизации, крепление клемм на ДДМ ослаблено и/или фактический уровень моторного масла не соответствует минимальной (максимальной) отметке – скорее всего, неисправен аварийный датчик давления.
Датчик как неразборная конструкция ремонту не подлежит, только замене. Рассмотрим, как провести диагностику ДДМ и поменять его в случае необходимости самостоятельно.
Диагностика и замена датчика давления масла на ВАЗ 2115
Перед проведением диагностики (и ремонта) ДДМ специалисты рекомендуют скинуть силовые клеммы с аккумуляторной батареи во избежание короткого замыкания в цепи.
Перед отвинчиванием датчика обязательно дождитесь, чтобы двигатель остыл до безопасной температуры. В противном случае вы рискуете получить ожог.
Откройте капот и отщелкните колодку с клеммами на датчике. Ключом на «21» отвинтите контролер и протрите его насухо ветошью.
Подключите к контактам мультиметр и активируйте его, переведя кнопку в положение «Сопротивление». Замерьте силы сопротивления. Допустимый диапазон – от 560 до 680 Ом. Отклонение от нормы – признак неисправности датчика.
Если вы приняли решение о замене устройства, перед установкой нового очистите от грязи посадочное место ДДМ, и только затем вкрутите прибор, предварительно смазав его резьбу. Наденьте на датчик колодку с проводами и подключите силовые клеммы к аккумулятору.
По окончании работы заведите двигатель, чтобы проверить потухнет ли лампа-«масленка» на приборной панели. Кроме того, проконтролируйте фактический уровень моторного масла, при необходимости доведите его до нормального.