Система смазки двигателя внутреннего сгорания выполняет 4 основных функции: снижает силу трения между сопряженными элементами, охлаждает их, защищает от коррозии, очищает от продуктов сгорания топлива и износа.

Для выполнения этих функций в силовом агрегате поддерживается определенное давление масла. Недостаточное или избыточное давление приводит к быстрому износу и разрушению трущихся деталей. Контроль этого параметра осуществляется с помощью специального датчика и индикатора (лампе на приборной панели).


Рассмотрим устройство, принцип работы и процедуру замены датчика давления масла (ДДМ) на ВАЗ 2115.


Аварийный датчик давления масла

Устройство и принцип действия прибора

Датчики давления масла бывают аварийными и измерительными. Первые сигнализируют водителю об отсутствии давления масла в контуре. В этом случае на панели приборов автомобиля загорается индикатор.

Измерительные датчики – технически более сложные изделия. С их помощью автовладелец получает информацию о параметрах давления масла.

Аварийные ДДМ появились на заре автомобилестроения практически одновременно с двигателями. Вначале они представляли собой небольшие стеклянные колбы, вмонтированные в систему смазки силовой установки. Импульсивное движение смазочного материала внутри колбы указывало водителю на нормальное давление моторной жидкости.

На смену простейшим датчикам пришли механические устройства. По принципу действия они схожи с манометром. Изменение давления в системе приводит в движение механизм, который оснащен стрелочным индикатором.

Начиная примерно с 2000 года большинство автомобилей, в том числе ВАЗ 2115, начали оснащать электронными ДДМ. Они состоят из мембраны, толкателя, электрических контактов, корпуса и индикатора, расположенного на панели приборов.

Когда двигатель не запущен, мембрана находится в состоянии покоя. После включения силового агрегата она изгибается и приводит в движение толкатель. Он размыкает контакт электроцепи, подавая информацию на индикатор. Лампочка затухает примерно через 10 секунд после запуска двигателя – когда начинает работать масляный насос, нагнетающий смазку в систему.


Устройство аварийного датчика давления масла


В автомобилях семейства ВАЗ 2115 ДДМ установлен справа по ходу движения машины под крышкой головки блока цилиндров. Верхнюю часть контролера закрывает контактная плата с двумя клеммами, которые имеют внешний источник питания.

Измерительные датчики устанавливают в районе масляного насоса или фильтра в картере автомобиля. В систему они монтируются при помощи патрубка высокого давления.

Схема работы электронного ДДМ измерительного типа более сложная. К ней подключены резистор, работающий в паре с мембраной, и преобразователь, транслирующий полученную информацию в электронный блок управления.

В зависимости от давления в контуре, резистор, в роли которого выступает реостат, изменяет сопротивление при помощи бегунка. Полученная информация передается на табло.

Контрольная лампа на ВАЗ 2115

Контрольная лампа индикатора давления масла в автомобилях ВАЗ 2115 расположена в нижнем левом углу приборной панели и имеет вид масленки. В обычном режиме она загорается на несколько секунд при запуске двигателя, а затем гаснет.


Контрольная лампа индикатора давления масла на приборной панели ВАЗ 2115


Лампа связана с аварийным датчиком через электронный блок управления двигателем.


В норме индикатор должен гаснуть практически сразу после запуска силового агрегата. Горящая «масленка» может свидетельствовать о неисправностях в системе смазки двигател.


Лампочка может срабатывать как во время движения автомобиля, так и на холостом ходу. Если она загорается периодически и только во время поездки, проблему стоит искать в проводке датчика.


Причин негаснущего индикатора на холостых больше, среди них:

  • Вышедший из строя датчик давления
  • Низкий уровень смазочной жидкости
  • Слишком жидкое (не соответствующее классу или отработавшее свой ресурс) масло
  • Неисправность масляного насоса
  • Износ масляного фильтра
  • Загрязнение сетки маслоприемника
  • Износ вкладышей коленвала

Признаки преждевременного выхода из строя аварийного ДДМ

Если на приборной панели постоянно или периодически мигает индикатор давления масла, в области установки контролера видна течь и следы разгерметизации, крепление клемм на ДДМ ослаблено и/или фактический уровень моторного масла не соответствует минимальной (максимальной) отметке – скорее всего, неисправен аварийный датчик давления.

Датчик как неразборная конструкция ремонту не подлежит, только замене. Рассмотрим, как провести диагностику ДДМ и поменять его в случае необходимости самостоятельно.

Диагностика и замена датчика давления масла на ВАЗ 2115

Перед проведением диагностики (и ремонта) ДДМ специалисты рекомендуют скинуть силовые клеммы с аккумуляторной батареи во избежание короткого замыкания в цепи.

Перед отвинчиванием датчика обязательно дождитесь, чтобы двигатель остыл до безопасной температуры. В противном случае вы рискуете получить ожог.

Откройте капот и отщелкните колодку с клеммами на датчике. Ключом на «21» отвинтите контролер и протрите его насухо ветошью.


Датчик давления масла ВАз 2115


Подключите к контактам мультиметр и активируйте его, переведя кнопку в положение «Сопротивление». Замерьте силы сопротивления. Допустимый диапазон – от 560 до 680 Ом. Отклонение от нормы – признак неисправности датчика.

Если вы приняли решение о замене устройства, перед установкой нового очистите от грязи посадочное место ДДМ, и только затем вкрутите прибор, предварительно смазав его резьбу. Наденьте на датчик колодку с проводами и подключите силовые клеммы к аккумулятору.

По окончании работы заведите двигатель, чтобы проверить потухнет ли лампа-«масленка» на приборной панели. Кроме того, проконтролируйте фактический уровень моторного масла, при необходимости доведите его до нормального.