Нет никаких сомнений в том, что температурные датчики в автомобилях – важные и нужные приборы.

В отличие от измерителей воздуха внутри и снаружи салона, датчики температуры различных технических жидкостей обеспечивают функционирование каждой из систем. Они отслеживают, снимают и передают данные на электронный блок управления (ЭБУ) двигателем.


Измерения датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) служат аналитическими данными для определения эффективности работы радиатора. Отталкиваясь от показаний, предоставленных ДТОЖ, ЭБУ проводит коррекцию частоты вращения коленвала и угла опережения зажигания.

Место расположения и устройство ДТОЖ на восьмиклапанной Lada Granta

На разных автомобилях датчики температуры охлаждающей жидкости могут иметь различное расположение. На популярных в России 8-клапанных Lada Granta они находятся на крышках термостата. Их цоколь, внутри которого установлен плавильный элемент, ввинчен в корпус, от верхней части отходят два силовых кабеля цепи питания.


Датчик температуры охлаждающей жидкости на Лада Гранта


ДТОЖ являются терморезисторами, имеющими отрицательные температурные коэффициенты. Уровень их сопротивления уменьшается при повышении температуры. Благодаря контролеру датчик получает стабилизированное напряжение. После его падения элемент проводит расчет температуры антифриза.

Как только охлаждающая жидкость достигает 90 С, контакты замыкаются, и бортовой компьютер сигнализирует об ошибке.

Признаки неисправности датчика охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости оказывает влияние на запуск двигателя и его последующее функционирование.


О возможных неисправностях прибора можно судить по следующим признакам:

  • Проблемы при запуске силового агрегата в холодное время года
  • Превышение нормы потребления топлива
  • Слабый выхлоп у еще непрогретого двигателя
  • Периодические сбои в функционировании системы охлаждения (в частности, при работе вентилятора)

Как самостоятельно проверить и заменить прибор?

Перед тем, как приступить к проверке ДТОЖ, подготовьте ключ на «19», мультиметр и горячую воду.

Установите автомобиль в ремонтную зону и заглушите двигатель. Обеспечьте первоочередные меры безопасности: заблокируйте задние колеса противооткатными башмаками и выжмите стояночный тормоз.

Откройте капот и отсоедините минусовую клемму аккумуляторной батареи. Для удобства работы снимите воздушный фильтр. Частично слейте охлаждающую жидкость из радиатора (для доступа к сливным отверстиям снимите средний грязезащитный щиток).

Отожмите фиксатор разъема жгута проводов ДТОЖ и отсоедините разъемы от датчика. Ключом на «19» отвинтите прибор. Остудите его до температуры окружающего воздуха.


Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости


Проведите проверку устройства при помощи манометра, установленного в режим омметра: подключите щупы к выводам и измерьте сопротивление ДТОЖ в различных температурных режимах. Для этого опустите датчик в горячую воду и проверьте изменение его сопротивление по мере остывания воды, контролируя ее температуру термометром.

Номинальные значения сопротивления при различных значениях температуры можно найти в интернете. При отклонении этого показателя от нормы прибор придется заменить.

После установки нового датчика в порядке, обратном снятию, запустите двигатель и проверьте работу оборудования. Восполните недостающее количество антифриза (опционально).

Рекомендации по продлению срока службы датчика


Для того, чтобы датчик температуры охлаждающей жидкости работал долго и исправно, строго соблюдайте рекомендации, касающиеся сроков технического обслуживания автомобиля.


Покупайте детали с оригинальными каталожными артикулами (точные данные указаны в руководстве по эксплуатации вашего транспортного средства).

Если вы не уверены в собственных возможностях и не располагаете большим опытом в самостоятельном обслуживании автомобиля, все расходники и запчасти устанавливайте в сертифицированных СТО. Особенно это актуально в период нахождения машины на заводской гарантии.