Функции датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является одним из элементов системы охлаждения любого двигателя. Благодаря ему информация о неисправности этой системы (чрезмерном нагреве антифриза) поступает на приборную панель – в этот момент стрелка на соответствующем указателе переходит в красную зону.
В качестве измерительного элемента датчика выступает термистор-резистор, изменяющий сопротивление тока зависимо от температуры силового агрегата.
Основываясь на передаваемых данных система управления может регулировать:
- Состав горючей смеси
- Опережение зажигания с целью уменьшения газообразования выхлопа
- Циркуляцию газов при прогреве транспортного средства
- Работу вентилятора, блокировку раздаточной коробки и продувку системы
Место расположения ДТОЖ на ВАЗ 2114
Датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114 расположен на участке между головкой блока цилиндров и термостатом – то есть на блоке самого двигателя, а не на радиаторе, как в остальных моделях ВАЗ.
Корпус ДТОЖ имеет грани под гаечный ключ наибольшего удобства демонтажа, а подключение к блоку управления осуществляется через колодку с двумя проводами.
По своей конструкции ДТОЖ схож с обычным резистором, который изменяет параметры своего сопротивления в зависимости от степени нагрева двигателя.
Признаки неисправности датчика и диагностика состояния прибора
Есть несколько признаков, по которым владельцы автомобилей ВАЗ 2114 могут определить, что термодатчик ОЖ вышел из строя:
- Некорректные показания прибора (высокие данные при горячем двигателе или наоборот)
- Затрудненный запуск мотора независимо от температуры воздуха
- Сложности с остановкой горячего двигателя на холостых оборотах
- Значительный перерасход горючего
- Перегрев двигателя, который может сопровождаться дымлением из-под капота
- Включение вентилятора при холодном двигателе
- Нехарактерный цвет выхлопа
В большинстве случаев неисправный датчик не ремонтируется, однако перед тем, как приобретать новый, необходимо проверить старый – проблема может быть в проводке, а не в самом ДТОЖ.
Перед диагностикой состояния прибора заводите автомобиль и дайте ему поработать на холостом ходу до того момента, пока стрелка не будет показывать максимально рабочую температуру (+90-98 °С).
Далее отключите контакты и посмотрите, как изменилось расположение стрелки. Если она осталась без движения, значит ДТОЖ неисправен. В этом случае вначале проверьте целостность проводки и предохранителя. Если с ними все в порядке, придется менять датчик.
Еще один способ проверить работоспособность ДТОЖ – это воспользоваться мультиметром. Заблаговременно подготовьте емкость, которая способна выдержать температуру +100 °С, водный градусник и кипятильник – с его помощью вы будете нагревать приготовленный антифриз для тестирования датчика.
На мультиметре выставьте режим проверки омметра. Закрепляем щупы на корпус и контакты датчика. Положите его в емкость с антифризом и начинайте постепенно его нагревать.
Сравните полученные данные с результатами полностью исправного устройства. Если они ниже или выше этих показаний, то ДТОЖ можно считать неисправным.
Замена прибора своими руками
Поменять неисправный датчик температуры ОЖ на ВАЗ 2114 не так уж сложно. Для начала вам потребуется снять воздушный фильтр, так как сам прибор находится на впускном патрубке рубашки охлаждения головки блока цилиндров.
После этого скиньте с аккумулятора провод с отрицательным зарядом. Слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров.
Демонтируйте защиту двигателя, отсоедините крепежи радиатора. Включите печку на максимальный режим и откройте кран отопителя вместе с крышкой расширительного бака.
Под радиатор установите емкость и открутите сливную пробку. Делайте все медленно и аккуратно, так как под большим давлением антифриз может выбросить из расширительного бачка.
В течение 10 минут жидкость будет постепенно стекать. В это время поставьте пустую тару под блок цилиндров и открутите пробку, которая располагается непосредственно под модулем зажигания. Подождите еще около 10 минут, пока антифриз сольется.
Найдите датчик температуры ОЖ, отсоедините все контакты. Выверните прибор, помогая глубокой торцевой головкой. Если болты затянуты слишком туго, воспользуйтесь ключом.
На место старого датчика установите новый в аналогичном положении. Нанесите на резьбу немного термостойкого герметика – это позволит обеспечить более качественное соединение.
В систему отопления и блок цилиндров залейте свежий антифриз (даже если старый в нормальном состоянии). Убедиться в достаточном количестве ОЖ вам поможет датчик уровня охлаждающей жидкости.