Датчик температуры охлаждающей жидкости осуществляет контроль температуры в двигателе внутреннего сгорания.
Нагрев мотора, который происходит из-за длительной работы, компенсируется специальной жидкостью. Полученная от датчика температура используется для регулирования дальнейшей работы элементов системы охлаждения.
Двигатели автомобилей Нива оборудуются множеством различных контроллеров и датчиков, которые позволяют обеспечить оптимальную работу агрегата при любых условиях.
Расположение датчика температуры ОЖ
В автомобиле Шевроле Нива установлены три датчика температуры, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Одним из важнейших является датчик температуры охлаждающей жидкости. Он не дает мотору перегреться, связан непосредственно с электронным блоком управления и контролирует работу вентилятора радиатора.
ДТОЖ установлен в небольшое отверстие головки блока цилиндров. Он вставляется в передний патрубок водяной рубашки.
Признаки и последствия неисправной работы ДТОЖ
Простая конструкция датчиков обеспечивает надежность их работы. Однако во время эксплуатации автомобиля ее детали постепенно изнашиваются.
Признаки неисправной работы:
- Падение оборотов в момент движения
- Более длительный прогрев автомобиля
- Выход за рамки предусмотренного температурного режима;
- Повышенный расход топлива
- Выход дыма черного цвета из выхлопной
ДТОЖ редко выходит из строя, для поломки должны быть основания. Чаще всего это происходит из-за некачественного антифриза или моторного масла. Последствием этого становится повреждение поверхности датчика. Также причина может заключаться в производственном браке.
Игнорирование признаков, указывающих на неисправную работу датчика, может привести к возникновению серьезных неполадок.
Например, к поломке блока управления двигателя внутреннего сгорания вследствие неверного сигнала, который датчик передаёт в электронный блок управления. При жаркой погоде система управления может не включить вентилятор, что приведёт к закипанию. Кроме этого, неисправность нарушает производительность двигателя и динамику движения.
Диагностика датчика
Когда устройство выходит из строя, на приборной панели будут выводиться неправильные показания касательно температуры двигателя. К примеру, стрелка указателя может совсем не подниматься, иногда она останавливается на середине шкалы.
Для диагностики и замены ДТОЖ необходимо подготовить термометр, способный работать при высоких температурах, мультиметр и емкость с жидкостью, которую вы будете греть на кухонной плите.
Извлеките из гнезда сам датчик, предварительно отсоединив разъем и подставив под место расположения емкость, поскольку при снятии может выйти часть антифриза. Отключите разъем и выкрутите устройство, вместо него установите на время заглушку.
Поместите датчик в подготовленную заранее емкость с водой. Опускать в жидкость следует ту часть контроллера, которая была ввернута в головку блока цилиндров. Измерьте сопротивление и включите кухонную конфорку для нагрева воды.
При увеличении температуры будет падать сопротивление. Отследите этот параметр несколько раз при разной температуре, после чего сравните полученные данные с нормированными, указанными в таблице в сервисной книжке. Если данные сильно отличаются, то замените устройство на новое.
Самостоятельная замена датчика температуры ОЖ
Выход из строя ДТОЖ происходит довольно редко. Однако, столкнувшись с такой проблемой, осуществить проверку и замену датчика можно самостоятельно.
Процедуру необходимо проводить при полностью холодном двигателе и на ровной горизонтальной поверхности.
Первым этапом замены устройства выступает снятие клемм с аккумулятора, освобождая к нему доступ.
Далее для более удобного проведения процедуры рекомендуется снять воздушный фильтр. Это позволит значительно расширить пространство.
Затем нужно отжать крепление от колодок, используя отвертку, и отсоединить жгут проводов, который подходит к устройству.
После этого следует аккуратно вывернуть датчик и достать его из цилиндра. Установив новый датчик, сборка производится строго в обратном порядке.