Водитель должен быть уверен, что машина не подведет его в дороге, а любая неточность в работе узлов моментально даст о себе знать посредством информативных сигналов на приборной панели. Для этого на всех существующих автомобилях установлены специальные устройства – датчики температуры.
Огромное значение такие приборы имеют для системы охлаждения – они сигнализируют о перегреве антифриза, что чревато серьезными последствиями, вплоть до выхода двигателя из строя.
Рассмотрим датчик температуры охлаждающей жидкости Опель Астра H: каковы его особенности, возможные неисправности, методы их диагностики. Приведем последовательность действий при самостоятельной замене датчика.
Особенности датчика температуры охлаждающей жидкости Opel Astra H
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) представляет собой резистор, значения сопротивления которого меняются в зависимости от колебаний температуры антифриза. При уменьшении этого показателя сопротивление возрастает и наоборот.
Особенностью двигателей Опель Астра H считается установка сразу двух термодатчиков ОЖ. Один расположен на крышке термостата, а другой – в нижней части радиатора.
Источником постоянного напряжения для обоих устройств является электронный блок управления (ЭБУ). При выходе контроллеров из строя ЭБУ определяет код нарушения системы и отправляет его в память.
Регулятор температуры, установленный на радиаторе, является также датчиком контрольной лампы нагрева ОЖ на приборной доске. При перегреве двигателя показания устройства служат отправной точкой для команды ЭБУ на контрольную лампочку в салон автомобиля.
Проблемы в работе прибора
Оригинальный заводской датчик охлаждающей жидкости со временем меняет свои показатели. После вырабатывания определенного ресурса, заложенного производителем, происходит смещение рабочего диапазона ДТОЖ «вправо». Как следствие, автомобиль определяет «недогрев» двигателя и пытается компенсировать это дополнительным вбросом топливной смеси.
В крайних случаях подобную ситуацию можно заподозрить по наличию характерного бензинового запаха в салоне и черно-сизого цвета выхлопных газов. Если остальные системы исправны (давление держит, форсунки не текут), то причина, скорее всего, в датчике.
На перебои в работе ДТОЖ указывают следующие внешние признаки:
- Двигатель запускается не с первого раза
- Силовой агрегат неравномерно работает в режиме холостого хода
- Вентилятор охлаждения не включается или, наоборот, работает без остановки
- Повышается расход топлива
- Бортовой компьютер регулярно выдает ошибки
Чаще всего устройство начинает барахлить и направлять на панель управления ложные данные из-за неисправной электрики. Такое случается в результате резкого скачка напряжения в бортовой сети или коррозии контактов. Проблема выявляется путем диагностики в автосервисе.
Иногда причиной некорректной работы ДТОЖ является использование антифриза плохого качества. Он разъедает прибор или покрывает его кристаллическим осадком.
Утечка ОЖ сквозь резьбовое соединение датчика – еще одна причина его отказа. Такое возможно в результате некачественной сборки или наличия дефекта самого устройства.
Диагностика состояния ДТОЖ Opel Astra и инструкция по замене датчика
Определить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в Опель Астра H можно с помощью мультиметра. Этот способ удобен тем, что не требует проводить демонтаж устройства.
Проверка выполняется путем замера показаний на контактах датчика. Чтобы обеспечить доступ к ним, потребуется отсоединить от прибора клеммник. Тестер переводят в положение измерения сопротивления и подключают к выходным контактам ДТОЖ. У холодного двигателя значение показаний будет высоким, у горячего – значительно более низким.
Полученные данные сравниваются с теми, что выдаются на приборной панели. Если они отличаются, есть смысл в замене датчика.
Провести эту процедуру не так сложно. Для работы понадобится ключ на «21», новое устройство и уплотнительное кольцо под него.
Для начала снимите минусовые клеммы АКБ. Слейте из системы охлаждающую жидкость. Отсоедините колодку от датчика и ослабьте затяжку прибора ключом. Выверните его из отверстия радиаторного бачка. Фигурное медное кольцо сразу отложите в сторону – его нужно будет заменить.
Вверните новый датчик с моментом затяжки на 12 Нм. Присоедините колодку проводного жгута и залейте антифриз. Для окончательной установки устройства в посадочное место отведите пластиковое «ушко» отверткой и заведите в него усик на корпусе датчика. Придется приложить усилие – петля крепления достаточно жесткая.
Следует помнить, что ДТОЖ имеет конусную резьбу, поэтому использовать герметик не обязательно (при закручивании происходит «самоуплотнение»). Будьте осторожны, чтобы не переусердствовать и не расклинить посадочное место.