Чтобы двигатель внутреннего сгорания работал корректно и долго, требуется следить за наличием в нем моторного масла. В зависимости от конструкции силового агрегата заправочный объем может отличаться.
Что случится, если совсем не заливать масло в двигатель или не заметить вовремя критическое падение его уровня? Такая халатность может привести к необратимым последствиям, которые мы и рассмотрим в данной статье.
Роль моторного масла в двигателе
Масло, заливаемое в двигатель, выполняет ряд важнейших функций:
- Смазывает трущиеся элементы
- Охлаждает детали и отводит излишнее тепло
- Образует защитную антифрикционную пленку
- Выполняет моющую функцию
- Собирает частицы нагара и выработки деталей
Все масла – синтетические, полусинтетические или минеральные – лучше или хуже выполняют вышеперечисленные функции. Производители двигателей выдвигают свои допуски к смазочным жидкостям. Ими и следует руководствоваться, чтобы обеспечить как можно более длительный ресурс силового агрегата.
Выбор масла определяется особенностями конструкции двигателей. Например, современные автомобили требуют маловязких смазок, так как имеют очень тонкие масляные каналы и зазоры между деталями.
Количество заливаемого масла определяется объемом двигателя, уровень проверяется специальным щупом, выведенным из поддона картера.
Интервал замены масла составляет, в среднем, 10-12 тысяч километров пробега. Если же автомобиль эксплуатируется редко, то свежую жидкость потребуется заливать примерно 1 раз в год.
Причины снижения уровня масла
Одной из главных причин снижения уровня масла в двигателе является естественный расход смазочного материала в процессе эксплуатации автомобиля.
Еще одна причина – несвоевременность замены отработанного вещества. Во время эксплуатации двигателя моторное масло превращается в густую массу. Она заполняет все отверстия и каналы, существенно снижая их проходимость. «Отработка» не может свободно перетекать в силовом агрегате и не смазывать трущиеся поверхности деталей. В результате возникает масляное голодание.
Низкое качество смазочного материала также приводит к быстрому износу двигателя. Однако даже масла известных мировых брендов при несоблюдении сроков замены могут нанести вред автомобилю.
Как определить нехватку масла?
Главными признаками нехватки смазки в двигателе внутреннего сгорания являются:
- Неустойчивая работа силового агрегата (машина «дергается», двигается рывками)
- Появление выхлопа синего цвета
Эти явления чаще всего свидетельствует о заклинивании маслосъемных колец, просачивании масла в камеру сгорания и его повышенном расходе на угар.
Кроме того, при слишком низком уровне смазки появляются сбои в системе зажигания, наблюдается неравномерная работа цилиндров. Из-за увеличения сил трения между соприкасающимися деталями двигатель сильно перегревается. Температура масла возрастает, а его вязкость уменьшается, теряются антифрикционные свойства.
Срабатывание сигнальной лампочки датчика давления масла
Современные автомобили оборудуются специальными датчиками и сигнальными лампочками, срабатывающими при низком уровне масла в двигателе.
Лампочка может загораться на несколько секунд при запуске двигателя – это нормальное явление. Тревогу должен вызывать сигнал, который продолжается длительное время.
Чтобы избежать серьезных неприятностей, при этом необходимо заглушить автомобиль, дождаться полного остывания силового агрегата и произвести следующие действия:
- Убедиться в исправности датчика давления масла при помощи манометра
- Проверить уровень масла
- Исключить такое явление как заклинивание редукционного клапана
- Проверить исправность масляного насоса и при необходимости заменить его
При обнаружении более серьезных поломок необходимо долить масло в поддон и отправить машину в ближайший сервисный пункт, где будет произведена тщательная диагностика двигателя, устранение возникших дефектов и полная замена масла.
Чем чревата эксплуатация автомобиля без масла?
При недостатке смазки в двигателе многократно возрастает трение между его подвижными частями, в первую очередь – в кривошипно-шатунном механизме. Из-за этого детали быстро изнашиваются вплоть до заклинивания коленвала и невозможности спасти силовой агрегат.
Вместе с этим повышенному износу подвергаются элементы газораспределительного механизма, цепь его привода (если имеется), турбина нагнетателя или компрессора, которым оснащаются некоторые двигатели. После сухой эксплуатации указанные системы могут вообще выйти из строя.