Задыхаться от духоты в салоне машины не нравится никому. Но что делать, если автокондиционер работает с перебоями? Вполне возможно, что его просто нужно заправить. Можно ли сделать это самостоятельно и как избежать неприятных ситуаций?


Любую неисправность кондиционера автолюбитель может легко определить по следующим признакам:

  • Кондиционер перестает охлаждать, когда автомобиль работает на холостых оборотах
  • Смотровой глазок замутнен, так как в системе недостаточное количество хладагента
  • Кондиционер не включается

Исправность кондиционера можно определить еще одним способом: потрогать алюминиевые трубки, соединяющие элементы системы кондиционирования. Холодной должна быть трубка, соединяющая испаритель и компрессор на выходе из салона (она имеет больший диаметр), а также трубка, соединяющая расширительный клапан (или расширительную трубку) и испаритель. Трубка, соединяющая компрессор и конденсатор должна быть горячей, а соединяющая конденсатор и расширительный клапан – теплой.


Причин неисправности автокондиционера может быть несколько.

Очистка автомобильного кондиционера

Во-первых, работать не в полную силу он может из-за разгерметизации системы, вызванной коррозией алюминиевых трубок кондиционера, ударов, износа сальников. Утечку в некоторых случаях можно обнаружить визуально. Трубопроводы кондиционера и их стыки отлично видны: если где-то заметны масляные, пыльные пятна, значит, газ уходит именно в этом месте.

Нарушения в работе кондиционера могут быть вызваны загрязнением радиатора охлаждения. Он засоряется довольно часто, особенно в летнее время, когда летит тополиный пух. Очищать радиатор следует несколько раз в год.


Если этого не делать, забитая решетка приведет к тому, что кондиционер перестанет работать, даже если полностью заправлен.

Еще одна причина, по которой добиться желаемой прохлады в салоне автомобиля сложно – загрязненный внутренний испаритель. Из-за пыли и мельчайших частиц на нем образуется пленка-налет, которая не дает вентилятору доставить холодный воздух в салон, тем самым затрудняя теплообмен.


Существует несколько способов заправки автокондиционеров с использованием различного оборудования:

  • Охлаждающий газ (фреон) откачивают из системы с помощью специальной станции, сохраняют и после проверки герметичности системы заправляют обратно. Такой вариант экономичен, так как автовладелец не платит за фреон, а только за работу. Однако если в систему был заправлен некачественный газ, это обязательно скажется на работе автокондиционера
  • При использовании другой станции система вакуумируется специальным прибором (мановакуумметром) для проверки герметичности. После этого кондиционер заправляется фреоном. Такой способ прост и удобен. Единственный его недостаток – отсутствие возможности сохранить фреон при возникновении в процессе заправки каких-либо неполадок

Долговечность и качество автокондиционера напрямую зависят от качества газа, который находится в системе.

Дефлекторы кондиционера

До 1992 года практически все автомобильные кондиционеры заправлялись фреоном R12. Однако из-за неэкологичности этого газа использовать его перестали. Сейчас кондиционеры заправляют фреоном R 134 А – он безопасен для окружающей среды. Смешивать такие фреоны в системе охлаждения нельзя, так как это приводит к серьезным негативным последствиям.


Если автокондиционер исправен, он не требует практически никакого ухода даже зимой. Единственное, что стоит делать в зимнее время – это периодически ненадолго включать кондиционер, чтобы в месте стыков не возникало утечек. Самостоятельно дозаправлять кондиционер из специальных баллончиков не рекомендуется – это может привести к неприятным последствиям и поломкам. Кстати, проверять наличие фреона в системе нестандартными способами (например, нажатием на ниппель) тоже не стоит. Так вы рискуете постепенно выпустить весь газ из системы.

Проводить диагностику и сервисное обслуживание автокондиционера необходимо один раз в год – перед началом его активной эксплуатации. Если из машины не извлекали двигатель, не было крупных повреждений, ударов, то кондиционер прослужит долго и не доставит особых хлопот.