Многие автовладельцы слышали об эстеровых маслах, однако правильно пояснить, что это такое, могут далеко не все.

Одни верят в полезность и незаменимость масел на эстеровой основе, другие считают их очередным маркетинговым ходом. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое эстеры и чем масла на их основе отличаются от других?


Эстеры представляют собой сложные эфиры, которые получают путем нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Продуктов нефтепереработки они не содержат, сырьем для их производства служат растительные масла – обычно рапсовое или кокосовое.


Масло


Эстеровые смазочные жидкости изначально применялись для авиационных двигателей, а разработаны были в 70-е годы 20 века бельгийскими и французскими учеными.


Масла на основе эстеров обладают рядом преимуществ перед всеми другими:

  • Их молекулы полярны, благодаря чему они сами «прилипают» к металлу
  • Вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем гуще будут масла
  • Смазочные жидкости на основе эстеров полностью биоразлагаемы

Однако все эти плюсы – весьма дорогое удовольствие, так как эстеровая база стоит в 5-10 раз дороже минеральной.

На первых этапах производства масло из копра кокосовых орехов или семян рапса подвергают гидролизу, отделяя глицерин и получая нужные карбоновые кислоты.

На заключительной стадии – этерификации – кислоты взаимодействуют с тяжелыми спиртами. От количества атомов углерода в них зависит вязкость конечного продукта.

Дополнительно варьировать свойства масла можно, меняя кислотный радикал R. Это еще больше повышает себестоимость получаемой смазочной жидкости, так как карбоновые кислоты приходится синтезировать.

При определенных сочетаниях радикалов выводят экологически чистые биоразлагаемые эстеры. Попав в почву, они за 21 день разлагаются бактериями на 85 % (при том, что для получения экологического сертификата достаточно уже 66-процентного распада).

Еще одно важное свойство эстеровых масел – стабильность при различных температурах. Они не содержат специальных загустителей, приводящих к образованию отложений. Самый высокий индекс вязкости таких масел связан со спиртовой составляющей, плотность которой напрямую влияет на густоту конечного продукта.


Применяя более или менее плотные спирты при производстве эстеровой базы, разработчики изначально задают параметры вязкости масла.

Образцы масел на основе эстеров


Cupper SAE 5W-40 Full Ester


Cupper SAE 5W-40 Full Ester


По заявлению производителя, данное масло содержит до 80 % эстеров и всего 2,5% присадок со специальными металлоплакирующими компонентами.

Продукт обладает исключительными противоизносными свойствами, совместим со всеми видами топлива, может использоваться в климатических условиях от -40 до +50 °С


Xenum WRX 7.5W-40


Xenum WRX 7.5W-40


Эстеровое масло с микрокерамическими присадками на основе мелкой фракции нитрида бора. В зонах трения он выполняет функцию твердой смазки.

Продукт отличается нетрадиционным «дробным» классом по SAE и немалой стоимостью.


Kroon Oil Poly Tech 10W-40


Kroon Oil Poly Tech 10W-40


Масло, произведенное по OSP-технологии, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30 % специальных полиэфиров — полиалкиленгликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в смазке и способствуют лучшему распределению присадок.

Продукт имеет высокий индекс вязкости, что облегчает запуск двигателя при низких температурах.

Достоинства и недостатки эстеровых масел


Моторное масло


Некоторые автовладельцы находят и недостатки эстеровых масел. Один из них уже перерос в миф – это потеря основных свойств и текучести смазки при взаимодействии с водой. Шокирующие снимки желеобразного смазочной жидкости пугают водителей на различных автомобильных форумах.

Специалисты, однако, успокаивают: чтобы довести эстеровое масло до такого состояния, понадобится объем воды, равный количеству масла. Случайно попасть в систему он не может. Тот небольшой процент конденсата, который образовывается при перепадах температур, абсолютно безвреден. Он быстро испаряется при достижении рабочих температур двигателя и выводится через систему вентиляции картера.

Главный недостаток эстеровых масел – их стоимость. При этом основа не может состоять из эстеров на 100 % (только в теории). Содержание эстеров обычно ограничивается несколькими процентами (до 10), и применяются они лишь в самых современных и высокотехнологичных продуктах.