Что представляет собой гильзовка блока?
Гильзовка блока цилиндров – это процесс монтажа в изношенные цилиндры металлических вставок, которые становятся их новыми стенками и контактируют с поршнями.
Данная операция включается в процесс капитального ремонта двигателя и может быть необходима в двух случаях:
- Цилиндр расточен до максимального размера
- На внутренней поверхности цилиндра есть критичные повреждения, которые не могут быть устранены расточкой до максимального ремонтного размера
Как связаны расточка и гильзовка блока?
Расточка блока цилиндров может быть осуществлена без гильзовки, а вот гильзовка без расточки – нет.
Стачивание слоя металла с поверхности цилиндров позволяет устранить задиры, царапины и другие повреждения с зеркала, а также вернуть цилиндру круглую форму, если в процессе эксплуатации она стала превращаться в овальную.
В расточенный блок может устанавливаться новый поршень большего размера, чем предыдущий. На определенном этапе данный способ устранения зазора в блоке цилиндров является оптимальным.
Когда зазор появился между цилиндром и поршнем наибольшего ремонтного размера, приступают к гильзовке.
Перед установкой гильз внутренняя часть цилиндра должна быть гладкой и идеально круглой. Добиться этого помогает расточка.
Как выбирать гильзы?
Для гильзовки могут применяться сухие и мокрые гильзы. Это металлические вставки, которые контактируют с антифризом (мокрые) либо не имеют связи с системой охлаждения (сухие).
Мокрыми гильзами, как правило, оснащаются моторы на этапе их производства.
Сухие гильзы устанавливаются в незагильзованные с завода блоки цилиндров. Они в большинстве случаев изготавливаются из того же материала, что и цилиндры двигателей. В состав материала могут включаться дополнительные компоненты, а на поверхности готовых гильз – наноситься покрытия.
Установка гильз в блок цилиндров
Мокрые ремонтные гильзы монтируются достаточно просто, по сравнению с другими способами гильзовки.
Для начала с помощью нутрометра проверяется состояние установленных в блоке цилиндров гильз и определяется количество изношенных деталей.
Нет необходимости менять все гильзы блока цилиндров за один раз. Если прибор показывает отклонение у одной или нескольких втулок, то можно демонтировать и заменить только их.
Установить мокрые гильзы можно вручную даже без снятия двигателя. Детали входят в гнездо блока цилиндров под собственным весом.
Существует два способа монтажа сухих гильз: «горячий» и «холодный».
В связи с тем, что гильза в посадочном гнезде должна сидеть очень плотно, блок цилиндров разогревают, а гильзу – охлаждают (например, в жидком азоте).
Пока детали не приняли изначальную форму, их соединяют, предварительно обработав составом против образования влаги из-за температурного перепада. Так выполняется «горячее» гильзование.
Данный метод достаточно эффективен, однако из-за высокой трудоемкости автолюбители ищут альтернативы.
Упростить процесс гильзовки может сухой адаптивный смазочный материал
Он распыляется на внешнюю часть гильзы. Благодаря применению сухой смазки при запрессовке предотвращается образование задиров и других повреждений.
После монтажа излишки материала удаляются струей сжатого воздуха.
Гильзовка блока проводится на моторах любого вида. Она позволяет продлить срок службы силового агрегата на 100 и более тысяч километров пробега. При износе гильза снова заменяется на новую.