Гильзовка – это способ восстановления работоспособности блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания.

В процессе функционирования цилиндро-поршневой группы происходит изнашивание внутренней поверхности цилиндра вследствие возвратно-поступательных движений поршня.

Дефекты цилиндра на начальных этапах устраняются способом расточки с последующей заменой размера уплотнительных элементов поршня – поршневых колец.


Расточка цилиндров


После нескольких расточек цилиндра до самого большого размера или при наличии таких повреждений, которые не позволяют восстановить работоспособность системы удалением слоя металла, осуществляют гильзовку.

Гильзовка заключается в установке во внутреннюю часть блока цилиндров гильзы – детали, используемой для обеспечения нормального движения поршня.

Гильза представляет собой металлическую вставку, которая служит в качестве стенок блока цилиндров и формирует его рабочий объем.

Выбор гильзы осуществляется исходя из толщины стенок блока цилиндров, формы гнезда, образовавшейся после эксплуатации мотора.

Сухая гильза. Особенности процесса установки

Автопроизводители все чаще ставят в свои изделия блок цилиндров из алюминия с запрессованными в него так называемыми «сухими» гильзами из сплавов алюминия. Такие детали часто встречаются и в чугунных блоках – в этом случае втулки изготавливаются из легированного чугуна.

Особенность «сухих» гильз заключается в том, что их стенки не контактируют с охлаждающей жидкостью. Также при монтаже таких вставок исключается необходимость использования уплотнительных прокладок, которые препятствуют проникновению охлаждающего материала в цилиндр и среды из цилиндра в систему охлаждения.


Процесс установки сухой гильзы состоит из следующих основных этапов:

  • Придание необходимой геометрии посадочным гнездам для гильзы. На этой стадии важно не допускать отклонений. Все дефекты поверхности цилиндра станут причиной повреждения установленной гильзы
  • Нанесение на поверхность гильзы смазочного материала
  • Монтаж гильзы в цилиндр способом запрессовки

Существует и альтернативный, более трудоемкий метод установки сухой гильзы. Он требует нагрева блока цилиндров до +150 °С, охлаждения вставки жидким азотом, применение средства, предотвращающего образование конденсата и другие сложные операции.


Установка гильзы, охлажденной в жидком азоте


Смазка для гильзы значительно ускоряет и упрощает процесс гильзовки.


Смазка для гильзы


Перед установкой гильзы в блок цилиндров ее поверхность необходимо смазать для облегчения процесса запрессовки.

MODENGY A-MOLY
На поверхность гильзы наносят сухую смазку, хорошо себя зарекомендовало применение сухого смазочного материала на основе дисульфида молибдена MODENGY A-MOLY.

Состав наносится из аэрозольного баллона методом распыления. Он создает на поверхности гильзы слой сухой смазки, который снижает трение и предотвращает образование задиров при гильзовке.

После гильзовки рекомендуется продуть детали для удаления излишков смазочного материала.


Применение смазки позволяет отказаться от трудоемкого процесса гильзования методом нагревания блока цилиндров и опускания гильзы в жидкий азот.




Запрессовка без использования смазки может привести к образованию задиров, неправильному положению гильзы относительно центра посадочного гнезда.

Загильзованный блок цилиндров в среднем эксплуатируется не менее 100 тысяч километров пробега.