Как гильзование помогает продлить ресурс двигателя?
Блок цилиндров двигателя представляет собой цельнолитный агрегат, включающий в себя несколько цилиндров. Он изготавливается из чугуна или алюминиевых сплавов.
Цилиндры – это рабочие камеры, в которых осуществляют возвратно-поступательное движение поршни. Внутренняя поверхность цилиндров называется зеркалом.
Поверхности поршней и поршневые кольца трутся о зеркало в процессе работы мотора. Для снижения трения и износа по системе циркулирует масло. Для удержания смазочной жидкости зеркало цилиндров подвергается механической обработке.
Однако в процессе работы износ в узле существует. По мере изнашивания внутренний размер цилиндра становится все больше.
Это приводит к увеличению зазора между сопряженными деталями, повышению динамических нагрузок, прорыву газов и другим нарушениям работы двигателя внутреннего сгорания.
Для устранения зазора меняют поршневые кольца и используют поршни большего ремонтного размера или проводят гильзовку.
Изначально восстановить работу двигателя позволяет первый способ. Зеркало цилиндра растачивают (удаляют слой металла) для придания ему гладкости и устранения всех появившихся дефектов, после чего меняют старые поршни на новые.
После того, как был установлен поршень наибольшего ремонтного размера, проводят гильзование цилиндра.
Гильзование блока цилиндров включается в процесс капитального ремонта ДВС. Оно предполагает расточку цилиндров и следующий за ней монтаж гильз – металлических вставок, которые выполняют функцию стенок блока цилиндров.
С завода цилиндры выпускаются двух видов: загильзованные и негильзованные.
Изначально загильзованные гмоторы проще поддаются ремонту – достаточно вытащить изношенную деталь и вставить новую.
Однако негильзованные двигатели тоже имеют свои преимущества, среди которых более низкая стоимость, уменьшенный вес, исключение пропуска жидкости по нижнему уплотнению гильзы.
По мере износа гильзованию подвергаются все виды блоков цилиндров. Это позволяет отсрочить дорогостоящую процедуру замены силового агрегата автомобиля.
Гильзовка цилиндров: установка мокрых и сухих гильз
Гильзовка позволяет менять рабочий объем цилиндров, поэтому вставка должна подбираться точно под размер камеры.
Перед гильзовкой обязательно проводится расточка цилиндра. Она должна выполняться с особой точностью, так как от корректной формы посадочного гнезда во многом зависит ресурс установленной в него гильзы.
Цилиндры могут ремонтироваться с помощью двух видов гильз: сухой и мокрой.
Они получили такие названия исходя из наличия или отсутствия соприкосновения с охлаждающей жидкостью.
Мокрые гильзы представляют собой металлические вкладыши цилиндрической формы с уплотнительными элементами, которые выполняют роль барьера между системой охлаждения и внутренним объемом цилиндра, предотвращая прорыв и контакт охлаждающей жидкости и газов.
Сухие гильзы являются цельнолитными металлическими вставками, которые не дополняются уплотнительными и иными элементами.
Мокрые гильзы ставятся, как правило, в загильзованный с завода блок цилиндров. Сухие устанавливаются в негильзованные блоки.
Гильзование блока сухой гильзой
Классический процесс гильзования блока цилиндров сухой гильзой является достаточно трудоемким. Он предполагает применение большого количества оборудования и наличие специальных навыков.
Чугунные блоки цилиндров загильзовываются чугунными вставками, алюминиевые – алюминиевыми.
Сухая гильза подбирается такого размера, при котором она очень плотно будет находиться в посадочном гнезде. В связи с этим при установке вставки появляются трудности.
Чтобы обеспечить плотную посадку, применяют метод горячего гильзования – установка гильз облегчается за счет разницы температур деталей.
Блок цилиндров нагревают до температуры +140..160 °С, благодаря этому удается увеличить размер посадочного гнезда.
В то же время гильзу опускают в жидкий азот для ее охлаждения. Размер втулки уменьшается.
Холодную гильзу устанавливают в цилиндр, предварительно обработав составом, предотвращающим образование конденсата. После возвращения деталей в исходное состояние обеспечивается плотная посадка гильзы в цилиндре.
Метод горячего гильзования достаточно эффективный, но трудоемкий. В качестве альтернативы применяют метод запрессовки сухой гильзы с применением сухого смазочного материала.
В аэрозольном баллоне выпускается
После нанесения на гильзе образуется смазочный слой, который облегчает процесс запрессовки и предотвращает образование задиров.
Применение данного вида смазки позволяет в разы облегчить процесс монтажа сухой гильзы.
После завершения работ излишки порошка рекомендуется удалить струей воздуха.
Гильзование цилиндра мокрой гильзой
Установка мокрой гильзы отличается от монтажа сухой относительной простотой.
Для начала нужно извлечь старую втулку, после чего попробовать установить гильзу без уплотнения для определения размера.
Гильзу с уплотнением следует вводить очень медленно, не надавливая на нее чрезмерно. Она входит в посадочное гнездо под собственным весом.
Для облегчения скольжения можно нанести на поверхность гильзы, которая не занята уплотнением, немного монтажной пасты. Применять жидкие уплотнительные средства при установке мокрых гильз нельзя.
Гильзовка цилиндров применима к любому виду двигателей. Она позволяет значительно продлить ресурс силового агрегата и может осуществляться многократно.
Загильзованный блок цилиндров может прослужить более 100 тысяч километров пробега.