В каждом автомобиле имеется множество мелких элементов, на работу которых водители часто не обращают внимания. При этом важность таких компонентов высока, а выход их из строя может привести к серьезным неприятностям. К данной категории элементов автомобиля относится и сапун (он же дыхательный клапан автомобиля или суфлер). Он представляет собой клапан для сообщения с атмосферой.

В данной статье мы расскажем, о назначении и принципе работы данного элемента, а также о том, почему гонит масло через сапун, как это диагностировать и устранить.

Назначение и устройство сапуна


Задача сапуна заключается в выравнивании давления, создаваемого в картере, по отношению к тому, которое имеется во внешней среде. Эта процедура необходима при остывании механизма или его чрезмерном нагреве. Кроме того, такая задача актуальна при изменении атмосферного давления.


Допустим, оно меньше, чем в картере. Тогда из узла начинает выдавливаться смазочная жидкость. При понижении компрессии в картере в его полость проникает воздушная масса вперемешку с пылью.


Сапун состоит из следующих частей:

  • Металлический корпус
  • Тело устройства
  • Автономная прижимная пружина
  • Резиновая прокладка для герметизации при повышенном давлении
  • Стопорная гайка

О работе системы вентиляции картерных газов

Чтобы разобраться, почему выкидывает масло через сапун, следует рассмотреть принцип работы масляной системы.

В процессе функционирования силового агрегата в картере скапливаются газы, поэтому для его корректной работы мотора требуется вентиляция. Она осуществляется при помощи сапуна. Благодаря этому давление, возникающее при эксплуатации двигателя, сбрасывается.


Подкапотное пространство автомобиля

Источник изображения: SvedOliver / Shutterstock.com


Однако такая система не отличается надежностью. Дело в том, что вместе с газами и избыточным давлением в сапун попадают мелкие частички масла. Безусловно, можно установить фильтр (сетку), который будет улавливать и не пропустит их в дыхательный клапан.

Однако при принятии даже таких мер в сапун все же попадает некоторое количество масляных испарений. Эта ситуация создает определенные трудности для автовладельцев. Конечно, если в сапун попало немного масла, это не страшно. Другое дело, когда смазочная жидкость гонит из него в больших количествах. В этом случае стоит серьезно задуматься о техническом состоянии силового агрегата.

Почему гонит масло через сапун?

Во-первых, это может произойти из-за изнашивания элементов цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Как правило, страдают кольца, из-за чего и увеличивается давление. В конечном итоге система начинает выбрасывать масло. Это происходит при высоком давлении, поэтому сетчатый фильтр в такой ситуации неэффективен.

Еще одна часто встречающаяся причина рассматриваемой проблемы – засорение маслоотражателя до отказа. При нарушении вентиляции смазочная жидкость в виде испарений ищет обходные пути и начинает выгоняться через сапун, а не через очиститель.

Кроме того, может засориться воздушный фильтр, что не позволит двигателю "дышать". В этом случае забор воздуха будет осуществляться из других источников, в том числе через сапун, но уже вместе с маслом.


Грязный воздушный фильтр

Источник изображения: ANURAK PONGPATIMET / Shutterstock.com


Смазочная жидкость также может выходить через дыхательный клапан ввиду своего избыточного количества. Иногда автовладельцы заливают масло по самый уровень, что противоречит предписаниям производителя транспортного средства. В результате излишки смазки проходят через сапун.

В конце концов, дыхательный клапан может заклинить, что приведет к попаданию газов в картер. Это спровоцирует повышение давления в системе и, как следствие, выброс масла через сапун.

Как выявить проблему?

Для начала необходимо обратить внимание на цвет выхлопа. Появление сизого или черного дыма может свидетельствовать о прогаре клапанов или деформировании колец.

Затем замерьте давление в цилиндрах. В двигателях бензинового типа оно должно составлять 11…13 МПа, а в дизелях – 20…32 МПа.

Отсоедините трубки от крышки клапанов, сапуна и патрубка воздуховода. Оцените степень их засорения. При сильном загрязнении трубок (например, масляным нагаром) почистите их специальными средствами (например, очистителем для карбюратора) или бензином, а затем продуйте сжатым воздухом или высушите естественным образом.

Проверьте состояние маслоотделителя. Чтобы добраться до него, демонтируйте фиксирующие болты и снимите крышку. Достаньте устройство, после чего осмотрите и при необходимости почистите или промойте (например, бензином), а затем просушите его.

Осмотрите дыхательный клапан. При необходимости промойте его. Бывает так, что клапан подклинивает, из-за чего выхлопные газы попадают в картер, создавая избыточное давление. В данном случае проблему выдавливания масла из сапуна можно решить промывкой этого узла. Кроме того, рекомендуется проверить рабочий ход штока.

Процесс чистки сапуна

Сначала необходимо обесточить автомобиль. Для этого выключите зажигание и отсоедините минусовую клемму от аккумулятора. Найдите сапун под капотом и снимите с него воздушный фильтр. Под ним стоит впускной коллектор, который тоже нужно демонтировать. Снимите крышку суфлера, отвернув соответствующие болты. После этого можно обнаружить отбойник масла, который фиксируется при помощи шпильки.

Открутите на ней гайку. Саму шпильку при этом снимать не нужно, так как вернуть ее на место без демонтажа поддона будет весьма затруднительно. Возьмите проволоку. Прочистите ею трубку. Кроме того, удалите загрязнения с ершика для гашения пламени, расположенного на крышке сапуна.

Проверьте устройство. Для этого запустите силовой агрегат, снимите пробку с горловины для заливки масла, а саму ее прикройте ладонью. Рука должна почувствовать, имеется ли давление. После этого необходимо понажимать на педаль газа и снова проверить компрессию при помощи ладони. Должно чувствоваться небольшое давление.

Чтобы не было проблем с выбросом масла через сапун, необходимо постоянно контролировать его уровень. Кроме того, не следует пренебрегать проверкой фильтра и трансмиссии.


Отметим, что зачастую большие утечки масла через сапун возникают не сразу. Сначала смазка может слегка подтекать (не всегда такое заметишь). В иных случаях с учетом маленького пробега (приблизительно 1000…3000 км) через сапун может уходить около 0,5…1 литра масла. Такая значительная утечка является сигналом к немедленному проведению диагностики и ремонта силового агрегата.