Моторное масло выполняет очень важные функции: оно исключает сухое трение и обеспечивает охлаждение в местах контакта сопряженных деталей. Кроме того, смазочная жидкость смывает с рабочих поверхностей продукты механического износа и всевозможные отложения.

Основным показателем исправности системы смазки является ее герметичность и способность поддерживать необходимое давление масла в двигателе.

Именно по этой причине большинство автомобилей оборудовано специальным датчиком, который в случае неполадок посылает сигнал на панель приборов (загорается «масленка»).


Рассмотрим, где расположен датчик давления масла (ДДМ), какие виды ДД существуют, какие неисправности с ними случаются и как произвести замену этого устройства самостоятельно.

Датчики давления масла: виды, устройство, принцип работы

Существуют механические и электронные датчики давления масла.

Последние часто называют аварийным, так как срабатывают только при критическом падении уровня масла. Точных данных такие устройства не дают.

При этом, даже если водитель вовремя среагировал на мигание сигнальной лампочки, без последствий для двигателя, скорее всего, не обойдется.

В свою очередь, механические датчики достаточно точно определяют давление масла. По стрелочной шкале можно понять, как изменяется это показатель, когда мотор начал работать в условиях масляного голодания и т.д.


Механический датчик давления масла


Некоторые автомобили оборудованы обоими типами ДДМ. Это позволяет точно определить давление масла, а также вовремя среагировать на сигнал, который посылает аварийный датчик.

Если рассматривать устройство датчиков давления масла, то электронные приборы намного проще, чем механические. Они состоят из корпуса, мембраны, контактов и толкателя.

Датчик подключен к электрической цепи, в которую интегрирована лампочка-индикатор аварийного давления. Когда двигатель заглушен, мембрана выпрямлена, толкатель задвинут, а контакты замкнуты. Если в это время подать на датчик питание, лампочка аварийного давления масла загорится, что обычно водители наблюдают во время запуска двигателя.

После того, как силовой агрегат немного поработал, а маслонасос создал нужное давление, масло продавливает мембрану, которая контактирует с толкателем. Последний размыкает контакты, и лампочка на панели приборов гаснет. Если давление неожиданно упадет ниже допустимого, контакты замкнутся и загорится аварийный индикатор. То же самое произойдет, если неисправен сам датчик.

Механические ДДМ по устройству сложнее, чем электронные. Помимо корпуса, мембраны и толкателя, в конструкцию входят ползунок, нихромовая обмотка и дополнительные элементы.

Принцип работы механического датчика примерно такой же, как у электронного: масло давит на мембрану, которая двигает толкатель. Далее усилие передается на механизм, меняющий сопротивление. Благодаря такой работе данные по давлению поступают на стрелочный указатель, расположенный на панели приборов.

Расположение датчика

Место расположения датчика давления масла зависит от марки и модели транспортного средства. Каждый автопроизводитель по-своему подходит к комбинированию механизмов подкапотного пространства.


Чаще всего ДДМ находится в непосредственной близости к головке блока цилиндров и масляному фильтру. Иногда он расположен около масляного радиатора или на уровне картера.


В некоторых случаях, чтобы добраться до датчика, нужно просто открыть капот – без демонтажа различных механизмов. В других ситуациях снять прибор возможно только через колесную базу.

Проверка прибора

Для проверки электронного датчика давления масла понадобится насос с манометром, резиновый шланг и тестер – мультиметр.


Манометр для измерения давления масла


Прибор снимается с автомобиля, после чего к нему подключаются насос и мультиметр. После соединения всех элементов создается небольшое давление – такое, чтобы мембрана прогнулась и сдвинула толкатель. На мультиметре стрелка при этом должна показать бесконечность. Затем подается давление, приближенное к максимуму для конкретного датчика.

Принцип проверки механического ДД не отличается от диагностики его электронного аналога. Единственное, что нужно снять как сам датчик, так и стрелочный индикатор.

Насос подключается к прибору через резиновый шланг (соединение необходимо реализовать максимально герметично). Далее на датчик подается разное давление, его показания отслеживаются по манометру на насосе.

В процессе проверки при подаче того или иного давления значения фиксируются, после чего их сверяют их с показателями сопротивления. После того, как несколько чисел будут отмечены, их сравнивают с таблицей оптимальных значений.

Такая таблица для разных автомобилей отличается. Именно поэтому следует заранее изучить техническую документацию к машине, задать вопрос специалистам или изучить профильные форумы.


В результате рассмотренных выше действий появляется возможность оценить как общую работоспособность датчика давления масла, так и точность его показаний. Если показания ДД отличаются от нормы – это повод для полной замены устройства.

Причины и признаки неисправности датчика


Неисправность датчика давления масла можно определить и без проверки самого прибора. На проблему указывают следующие явления:

  • Потеря мощности автомобилем при разгоне
  • Нестабильность срабатывания замка зажигания
  • Резкие толчки при езде на малых оборотах
  • Невозможность завести машину

Датчик может выйти из строя, выработав свой ресурс. Среди других причин неисправности – чаще деформация мембраны, короткое замыкание в проводке, поломка реле датчика.

Замена датчика своими руками


Старый и новый датчики давления масла


Пepeд нaчaлoм paбoты необходимо подгoтoвить новый датчик и ряд инcтpумeнтов (точный набор зависит от модели автомобиля и расположения датчика).

Основные этапы процедуры проходят согласно установленным правилам.

Откройте капот и найдите датчик, обеспечьте удобный подход к нему. Снимите с устройства контактный провод. Гаечным ключом выкрутить прибор из посадочного гнезда.

Вместе с датчиком демонтируйте алюминиевое кольцо, выполняющее роль уплотнителя. При установке нового ДДМ его тоже нужно будет поменять.

Вкрутите новый датчик с уплотнителем в освободившееся гнездо. Если автомобиль отечественный, то на его резьбу дополнительно наносится герметик.

Подключите провод на контакты устройства. Протестируйте прибор: заведите двигатель и убедитесь, что значок в виде масленки не горит.