Подшипники являются конструктивными элементами большинства механизмов с движущимися или вращающими частями.

Техническое обслуживание деталей открытого типа обычно не вызывает сложностей, так как шарики или ролики доступны для нанесения на смазки.

Больше вопросов возникает при необходимости обработки закрытых подшипников. Рассмотрим, как смазать их с разборкой и без, а также ответим на вопрос, насколько целесообразна эта процедура.

Особенности закрытого подшипника

Необходимость в применении закрытых подшипников обусловлена условиями их эксплуатации. В большинстве случаев нужно защитить их трущиеся поверхности от негативного воздействия механических загрязнений или агрессивных сред.


Шариковые и роликовые подшипники имеют похожую конструкцию и состоят из четырех главных элементов, обеспечивающих им вращение:

  • Внешней обоймы (благодаря ей подшипник удерживается в механизме)
  • Внутренней обоймы (служит опорой для вала)
  • Шариков или роликов (основных элементов качения, принимающих на себя радиальные нагрузки)
  • Сепаратора (для поддержания одинакового расстояния между шариками/роликами)

Устройство закрытого шарикового подшипника


При изготовлении закрытых подшипников перед герметизацией конструкции в нее устанавливается уплотнитель и фиксирующее кольцо. Для обеспечения плавной и бесшумной работы деталь набивается смазкой, соответствующей предполагаемым условиям эксплуатации

В большинстве случаев закрытый подшипник, выработавший свой ресурс, просто заменяется новым. Чтобы искусственно продлить срок службы детали, ее смазывают, используя различные методы и приспособления.

Возможность проведения этой процедуры зависит от материала, из которого сделан уплотнитель. Это могут быть металл, пластик или каучук.

Самым ремонтопригодным является подшипник с каучуковым уплотнением – смазку внутрь него продавить проще всего.


Большинство специалистов рекомендуют перед смазыванием разобрать закрытый подшипник. При наличии соответствующего инструмента сделать это не так уж сложно без особого ущерба изделию.


При использовании подручных средств есть риск повредить защитный контур, сальник или фиксирующее кольцо, поэтому многие домашние умельцы стремятся набить подшипник смазкой, не нарушая его целостности.

Разберем подробнее оба способа смазывания закрытых подшипников.

Смазывание с разборкой

Чтобы разобрать закрытый подшипник, тонким острым предметом (отверткой, шилом или большой иглой) подденьте кромку уплотнительного кольца и выведите ее из канавки. Если уплотнитель не зафиксирован кольцом, подцепите край шайбы. Старайтесь не оставить вмятин на внутренней поверхности уплотнителя – через них впоследствии будет выдавливаться смазка и проникать грязь.


Разборка подшипника перед смазкой


Разобранную деталь промойте щеткой в бензине для удаления остатков старой смазки.

Сжатым воздухом высушите внутреннюю поверхность подшипника. Проверить качество очистки просто – в сухом виде деталь не должна шуметь при вращении.

Далее заполните подшипник свежей смазкой на 50-70 % от внутреннего объема (примерно 30-40 грамм). Наденьте уплотнитель до щелчка или зафиксируйте стопорным кольцом, введя его в канавку. Излишки смазки удалите ветошью.

Смазывание без разборки


Без разборки смазывают, в основном, закрытые подшипники с металлической шайбой уплотнителя. Вытащить ее без повреждения непросто, в отличие от пластмассовой или резиновой.


Возьмите обрезанный медицинский шприц или тюбик, диаметр которого будет совпадать с диаметром внутренней обоймы подшипника. Наполните емкость подходящей смазкой (она должна быть густой, масло не подойдет).

Кусок полиэтилена сверните в трубочку и просуньте в обойму так, чтобы он немного выступал. С другой стороны плотно прижмите к центру подшипника шприц или тюбик.

Выдавливайте смазку, создавая избыточное давление. Постепенно она будет проникать в зазор между обоймой и уплотнителем.

Неспеша прокручивайте подшипник, чтобы смазка равномерно распределилась.

Обработать неразборные подшипники можно еще одним способом – выдержав их в разогретой не до кипения смазке около 10 минут.


Подшипники в смазке

Расчет количества смазки

Излишки смазки могут вызвать перегрев подшипника, поэтому перед его заправкой следует произвести расчет количества материала.

Уровень заполнения детали обратно пропорционален количеству производимых ею оборотов. Так, низкоскоростные подшипники заполняются на 75-90 %, среднеоборотистые – на 50 %, быстроходные – на 30 %.