Не каждый человек, задумываясь о покупке автомобиля, имеет возможность или желание приобрести новую машину. Приятным приобретением может стать и автомобиль "б/у", главное – знать, как правильно его выбрать. Покупая подержанный автомобиль, в первую очередь, попросите у продавца сервисную или гарантийную книжку. Если ее нет или она не заполнена, то, скорее всего, машина никогда не проходила техобслуживание.


Осмотр подержанного автомобиля начните с его внешнего вида. Автомобиль должен быть чистым, так как загрязненная поверхность кузова мешает заметить дефекты окраски

Встаньте вдоль линии правого или левого борта машины и присядьте настолько, чтобы глаза находились на уровне поясной линии автомобиля. Посмотрите, нет ли изъянов в окраске или геометрии. Как правило, даже очень хорошо сделанные ремонты под таким углом зрения видны. Сравните поверхность крыши, капота, багажника, дверей и крыльев.

При осмотре можно использовать небольшой магнит: в тех местах, где он не притягивается к кузову, наверняка лежит большой слой шпатлевки либо несколько слоев краски. Если магнит не держится на торцах дверей, над арками или у изгибов крыльев – это верный признак интенсивной коррозии. Если же он не примагничивается в центре капота, на стойках или крыше (где коррозия маловероятна), значит, у машины аварийное прошлое. Обратите внимание на любые наклейки, полосы и надписи – часто они наносятся с целью скрыть дефекты кузова.

После внешнего осмотра кузова проверьте все двери. Они должны закрываться одинаково: с одним и тем же звуком, от одного и того же усилия. Если это не так, то, скорее всего, кузов "поведен". Помните, что у автомобиля с нормальным кузовом все щели должны быть одинаковой ширины. При осмотре автомобиля слегка отверните резиновые уплотнители на стеклах, крышке багажника, дверях. Определите, есть ли разница в фактуре и оттенке краски вне и под уплотнителем. Следов краски не должно быть ни на каких резиновых и пластиковых деталях кузова (уплотнение стекол, молдинги и т.д.). Откройте капот и сравните краску в подкапотном пространстве и на крыльях.


Если Вы совершаете пробную поездку, наедьте одним колесом на бордюр, выйдите из автомобиля и проверьте, как открываются все двери. Если хотя бы одна из них не открывается, то у машины слишком слабый кузов, который легко разрушится не только при аварии, но и от нагрузок.


Приложите уровень к порогам кузова – они должны быть ровными, без искривлений. Проведите рукой по низу порога. В этом месте очень часто бывают практически невидимые вмятины и сколы, которые можно обнаружить только на ощупь. Если таковые найдутся, загляните под машину: расплывшиеся бурые пятна на днище – не что иное как ржавчина.

Проверьте, защищены ли основные узлы автомобиля под днищем. На большинстве современных автомобилей защита устанавливается в стандартном оснащении. Также проверьте днище на наличие пробоин. Потрогайте рукой глушитель: если он нормально закреплен, то практически не должен колебаться (за исключением небольшого свободного хода для погашения вибраций).


Обратите внимание на двигатель: подтеки масла на нем – верный признак близкого капитального ремонта.

Проверьте крепления и кронштейны бамперов – они должны располагаться симметрично и иметь одинаковую длину. В завершение кузовного осмотра обратите внимание на условную линию, разделяющую багажник и салон. Если машину перегружали, то в этом месте остается небольшой перегиб.

Попросите выкрутить одну из свечей и внимательно ее осмотрите. Наличие красного или зеленоватого налета свидетельствует о том, что машину заправляли некачественным топливом. Черный нагар – признак неисправности впускной системы. Загляните в радиатор и понюхайте находящуюся в нем жидкость. Тосол имеет голубую окраску и неприятный запах.


Если жидкость в радиаторе не пахнет и имеет бесцветный или красноватый оттенок, в радиатор залита вода. Значит, владелец экономил на поддержании достойного уровня технического состояния машины.

Проверьте уровень тормозной жидкости, запомните его и, сев в машину, несколько раз резко нажмите на педаль тормоза. После этого снова загляните под капот: жидкость должна оставаться на прежнем уровне. Если он понизился, то в тормозной системе есть порыв. Достаньте масляный щуп и посмотрите на текущий уровень масла (на щупе должен быть отмечен минимальный уровень). Проверьте также состояние всех датчиков, проводов и прочих деталей.

Теперь рассмотрите подвеску. Для начала покачайте машину в районе каждого колеса: упругость подвески должна быть одинакова, а ее возврат подвески в нулевое состояние должен происходить моментально. При раскачке не должно слышаться лязгов и стуков. Покачайте кузов, приложив руки к боковой поверхности крыла. Если в районе колес раздается стук, то близки к замене ступичные подшипники. Дальнейшая проверка подвески возможна только на ходу.

Сев в машину, проверьте регулировку сидений (особенно если они электрические). У спинок не должно быть никаких люфтов. Обязательно проверьте работу всех приборов и переключателей. Датчик давления масла должен гореть при включенном зажигании, но неработающем двигателе. Загляните под коврики: если под ними влажно, где-то течет уплотнение или, что еще хуже, "печка".

Нажав на педаль сцепления, попробуйте переключить передачи. Педаль должна нажиматься с усилием, начинающимся еще сверху, а передачи – переключаться беззвучно. Заведите двигатель. Холостой ход должен быть устойчивым, машина не должна глохнуть.

Не нажимайте на педаль газа. Если машина карбюраторная, то задвиньте рычажок заслонки подсоса воздуха до упора. Немного погазуйте, прислушиваясь к звуку двигателя: он должен быть равномерным, без перебоев, лязгов, шелеста и звона, в противном случае двигатель неисправен.


Если автомобиль оснащен турбонаддувом, то при нажатии на педаль газа должен быть слышен легкий свист. Его отсутствие означает, что турбины нет или она не работает.

Под нагрузкой (во время пробной поездки) двигатель должен работать так же, как и на холостом ходу – без лишних шумов и чрезмерных усилий. Подвеска должна отрабатывать неровности четко, без лишних шумов. Если из-под днища слышится приглушенное шипение или свист, то это означает, что пробит амортизатор.

Положитесь на субъективные ощущения – насколько вам нравится автомобиль, его поведение на дороге и т.д. Помните, что каждая обнаруженная вами неисправность – это повод снизить цену автомобиля или отказаться от его покупки.