Карбюраторы смешивают топливо с воздухом, поступающим в двигатель, и управляют количеством получившейся смеси. Принцип карбюраторного смесеобразования основан на всасывании топлива в воздушный поток под действием разрежения.
К основным элементам карбюратора относятся:
- Основной воздушный канал (камера) – главное отверстие, через которое обеспечивается поступление воздуха во впускной трубопровод двигателя;
- Диффузор – сужение основного воздушного канала, увеличивающее скорость воздушного потока, а следовательно, разрежение
- Смесительная камера – нижняя часть основного воздушного канала
- Распылитель – конец трубки или канала, служащий для подачи топлива в воздушный канал карбюратора
- Дроссельная заслонка – пластина, поворачивающаяся на оси и перекрывающая смесительную камеру; регулирует поток воздуха, проходящий через карбюратор, открывается при нажатии на педаль газа
- Воздушная заслонка – пластина, поворачивающаяся на оси и перекрывающая верхнюю часть основного воздушного канала для повышения в нем разрежения
- Жиклеры – детали с калиброванными отверстиями, расположенные в топливных или воздушных каналах и определяющие прохождение по ним топлива или воздуха; маркировка жиклера может обозначать его диаметр в сотых долях миллиметра либо его пропускную способность, измеренную по специальной методике
- Поплавковая камера – емкость для поддержания постоянного количества топлива в карбюраторе;
- Игольчатый клапан – регулирует поступление топлива в поплавковую камеру
- Эмульсионная трубка (канал) – полость, в которой осуществляется предварительное перемешивание топлива с частью воздуха, поступающего в карбюратор
Карбюратор должен тщательно распылять топливо и равномерно подавать его в воздушный поток в нужном соотношении. Образовавшаяся смесь должна подаваться во впускной коллектор так, чтобы все цилиндры получали одинаковый объем смеси. Карбюратор должен исправно функционировать во всех режимах работы двигателя при полностью или частично открытой дроссельной заслонке.
В процессе эксплуатации на деталях карбюратора появляется темный смолистый налет – следствие работы системы принудительной вентиляции картера. По мере износа двигателя количество картерных газов, поступающих в полость воздушного фильтра, возрастает, и загрязнение деталей карбюратора увеличивается.
Чистить тонкий налет на поверхностях горловины, стенках диффузоров и заслонках нет необходимости, так как он весьма незначительно изменяет сечение этих элементов и практически не оказывает влияния на работу.
В то же время на работу карбюратора существенно влияют отложения на калиброванных отверстиях воздушных жиклеров дозирующих систем: прежде всего, на воздушном жиклере системы холостого хода, а также на воздушном жиклере главной дозирующей системы первичной камеры. Значительно меньше засоряются отложениями главный воздушный жиклер и воздушный жиклер переходной системы вторичной камеры, что объясняется относительно небольшой долей времени работы вторичной камеры в эксплуатации.
Если двигатель полностью исправен и эксплуатируется в нормальных условиях с небольшим прорывом картерных газов, в первый раз необходимость очистки воздушных жиклеров наступает не ранее чем после 60-70 (до 100) тыс. км пробега. В дальнейшем по мере изнашивания двигателя очистка воздушных жиклеров может требоваться уже каждые 25-30 тыс. км.
Некоторые автолюбители ограничиваются тем, что, не снимая карбюратор с двигателя, протирают дно поплавковой камеры тряпкой, считая, что таким образом очистили топливные жиклеры. Однако подобная очистка может принести больше вреда, чем пользы: не удаленные до конца загрязнения, а также волокна, отделившиеся от тряпки, могут остаться в поплавковой камере и стать причиной засорения жиклеров (в первую очередь, жиклера холостого хода). После такой "чистки" исправный карбюратор может вообще перестать работать.
Основные неисправности карбюратора следующие.
Затрудненный пуск холодного двигателя
Причины:
- Неполное закрытие воздушной заслонки при вытянутой до упора рукоятке управления ("подсоса") из-а неотрегулированного привода
- Неправильная регулировка пусковых зазоров заслонок
Холодный двигатель глохнет сразу после пуска (рукоятка "подсоса" полностью выдвинута)
Причины:
- Неправильная регулировка пускового зазора воздушной заслонки
- После пуска воздушная заслонка остается полностью закрытой, так как "заедает" телескопическая тяга пускового устройства или негерметична его диафрагма
Затруднен пуск прогретого двигателя
Причина:
- Повышенный уровень топлива в поплавковой камере: требуется заменить игольчатый клапан и (или) отрегулировать поплавковый механизм
Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу
Причины:
- Неправильная регулировка системы холостого хода
- Засорение жиклеров холостого хода
- Обрыв провода или неисправность блока управления ЭПХХ (при включенном зажигании не подается питание на клапан)
- Не срабатывает вакуумный запорный клапан ЭПХХ (питание на электропневмоклапан подается)
- Не срабатывает электромагнитный запорный клапан (но питание подается)
- Подсос воздуха через фланец карбюратора или через подходящие к нему шланги
- Переобогащенная смесь из-за негерметичности игольчатого клапана или неправильной регулировки поплавкового механизма
"Провал" при плавном открытии дроссельной заслонки
Причина:
- Чрезмерное обеднение или обогащение смеси из-за засорения жиклеров главной дозирующей системы
"Провал" при резком открытии дроссельной заслонки
Причины:
- Недостаточное обогащение смеси из-за негерметичного крепления распылителя ускорительного насоса
- Плохое распыление топлива (попадание струи из ускорительного насоса на стенки камеры, диффузор или дроссельную заслонку)
- Недостаточное обогащение смеси из-за засорения каналов или распылителя ускорительного насоса
Ухудшение динамики разгона
Причины:
- Слишком бедная смесь из-за низкого уровня топлива в поплавковой камере
- Слишком бедная смесь из-за засорения топливных каналов и жиклеров главных дозирующих систем
- Не включается в работу вторичная камера (неисправность пневмопривода заслонки)
Неустойчивая работа двигателя под нагрузкой
Причина:
- Непостоянная подача топлива вследствие засорения фильтра карбюратора или топливной магистрали
Двигатель не развивает полной мощности
Причины:
- Неполное открытие дроссельных заслонок
- Недостаточное обогащение смеси из-за засорения каналов и жиклеров главной дозирующей системы, вторичной камеры, экономайзера мощностных режимов, эконостата
Повышенный расход топлива и содержания СО в отработавших газах
Причины:
- Переобогащение смеси из-за повышенного уровня топлива в поплавковой камере
- Неправильная регулировка системы холостого хода
- Переобогащение смеси (не открывается полностью воздушная заслонка при утопленной до упора рукоятке управления ("подсосе")
- Переобогащение смеси из-за засорения воздушных жиклеров
- Диаметр жиклеров не соответствует тарировочным данным карбюратора
Перед тем как начать поиск неисправностей карбюратора, необходимо убедиться в исправности систем топливоподачи и зажигания. Засорение топливной магистрали, фильтров тонкой очистки, а также неисправности бензонасоса могут быть причиной появления "провалов" при движении с повышенной нагрузкой. Загрязненный воздушный фильтр часто является причиной перерасхода топлива и снижения приемистости двигателя. Неисправности системы зажигания могут сказываться на всех режимах работы.
Для быстрой и эффективной очистки карбюратора, заслонки инжектора, а также магистрали подачи воздуха и топлива используйте универсальный очиститель карбюратора и инжектора Verylube. Перед очисткой карбюратора снимите воздушный фильтр и запустите двигатель. Встряхнув баллон, обильно распылить средство на все видимые части карбюратора. Во время очистки рычагом дроссельной заслонки поддерживайте повышенные обороты двигателя.
Для очистки инжектора (заслонки, магистрали подачи воздуха) обильно распылите средство на дроссельную заслонку инжектора (во впускную магистраль подачи воздуха) теплого неработающего двигателя. Затем запустите его и рычагом дроссельной заслонки поддерживайте повышенные обороты 3-5 мин.
Проводя комплексную очистку (бензобак, трубопроводы, жиклеры, впускные клапаны, свечи зажигания, камеры сгорания) перед заправкой распылите средство в заливную горловину бака (в течение 10-15 секунд для 20 л топлива).